Каким будет передний край и в целом повестка мировой науки, во многом определяют мегатренды — масштабные технологические, социальные, экономические, политические и природные процессы, которые могут усиливать или ослаблять друг друга, создавать возможности и вызовы для сферы исследований и разработок как в отдельных странах, так и на международном уровне. С помощью анализа больших данных и экспертных опросов Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выявил мегатренды с наиболее сильными эффектами для мировой науки.
Технологические мегатренды
Из 16 рассмотренных мегатрендов наиболее заметное влияние, согласно индексу значимости, оказывает цифровизация (№ 1). Из широкого круга цифровых решений сильный потенциал революционных изменений для науки несет искусственный интеллект, особое внимание привлекают и квантовые технологии (№ 7).
Фронтир науки в значительной степени формирует конвергенция цифровых и биотехнологий. В фокусе актуальной исследовательской повестки — науки о жизни, медицина и, в частности, проблематика пандемии COVID-19, нейротехнологии, геномные и клеточные технологии (№ 3). Многие масштабные инициативы непосредственно нацелены на достижение прорывных результатов в области благополучия и здоровья человека (№ 14).
Социальные
Увеличение численности населения и изменение его возрастной структуры (№ 4) создают вызовы, связанные с поиском научно обоснованных решений во многих сферах — трудовой, продовольственной, медицинской, энергетической, экологической и др.
Некоторые эффекты демографических трендов проявляются и в секторе науки, например, в виде слабого притока молодежи, невысокого интереса к профессии ученого. Межстрановые различия кадровой ситуации в науке, трансформация рынка труда, более высокие требования к компетенциям работников обостряют конкуренцию за таланты (№ 13).
По мере усиления влияния технологий на жизнь человека и общества актуализируется проблематика допустимости тех или иных научных достижений, усиливается вес концепции ответственных исследований и инноваций и общих вопросов этики (№ 16).
Экономические
Во многих странах, в частности активно поддерживающих идею зеленого перехода, усиливается повестка устойчивого развития (№ 5).
В мире растет потребность в новых компетенциях, знаниях и в соответствующих программах подготовки кадров (№ 8). Наибольшим спросом пользуются, с одной стороны, навыки выстраивания человеко-машинного взаимодействия, а с другой — выполнения тех видов деятельности, которые (пока) не могут быть автоматизированы.
Одним из ключевых глобальных вызовов по-прежнему остается неравенство (№ 10). Возникают его новые формы, в том числе связанные с разными возможностями доступа к технологиям. Неденежные аспекты неравенства усиливает глобальный кризис и замедление темпов роста экономик (№ 6).
Под воздействием регионализации, социально-экономических и прочих потрясений трансформируются торговые и логистические связи (№ 2).
Политические
Геополитическое соперничество (№ 9) подхлестывает технологическую гонку. Конкуренция между лидерами из сугубо экономической плоскости переносится в область определения технологических, торговых, экологических стандартов и преимуществ. Формируются техноэкономические блоки (№ 15). Уровень экономического и технологического развития государств в значительной степени определяется их возможностями задавать вектор научно-технологического развития (№ 11). Однако независимо от геополитической ситуации, международная кооперация остается необходимым условием развития науки на глобальном и национальном уровнях. Все более значимой становится научная дипломатия.
Природные
Экологические мегатренды, связанные с изменением климата, потерей биоразнообразия и деградацией экосистем (№ 12), ростом конкуренции за природные ресурсы, ставят перед наукой многоаспектные и мультидисциплинарные задачи. К примеру, решение продовольственной проблемы в контексте климатических сдвигов должно способствовать прогрессу в борьбе с бедностью, неравенством, деградацией экосистем. Нехватка ресурсов стимулирует спрос на достижения науки и технологий, что, в свою очередь, может усиливать позиции стран, поддерживающих развитие исследований и разработок и человеческого капитала.
Модель функционирования науки трансформируется под влиянием мегатрендов, связанных с ними глобальных вызовов (изменение климата, цифровая революция, усиление технологической конкуренции, др.) и внешних шоков различной природы (пандемия коронавируса, изменение геополитической ситуации и т.п.). Среди всех проанализированных мегатрендов наиболее заметное влияние оказывают цифровая революция, трансформация торговых и логистических связей, прогресс в науках о жизни. Также, помимо комплексного воздействия на научно-технологическую парадигму, мегатренды придают импульс развитию ряда трендов самой науки, включая сдвиги в ее институциональной структуре, ускорение инновационного цикла, диверсификацию механизмов поддержки науки, использование ее результатов, отношение к ней со стороны общества и многое другое.