Разработка мобильных приложений находится на подъеме. Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data, рассказывает на портале InformationWeek о том, как их лучше всего интегрировать с остальным портфелем.
По прогнозам Grand View Research, в период до 2030 г. рынок мобильных приложений будет расти на 14,3% в год, и компании извлекут из этого выгоду, разрабатывая мобильные приложения для клиентов, деловых партнеров и внутреннего использования.
В значительной степени динамика рынка мобильных приложений обусловлена взрывным ростом числа мобильных устройств, которыми пользуется более 60% населения планеты. И это использование не ограничивается социальными сетями, электронной почтой, телефонными звонками и SMS. Соответственно, компании стали заниматься созданием розничных сайтов для мобильных устройств, а также транзакционных движков для обработки мобильных платежей, электронной коммерции, банковских систем и систем бронирования для использования в различных «умных» мобильных устройствах. При этом ключевым моментом для ИТ-служб стала интеграция этих новых приложений с корпоративными системами.
Как обеспечить тесную интеграцию мобильного приложения с существующими бизнес-процессами и ИТ-базой, а также гарантировать его стабильную работу при каждом использовании? Является ли ваша политика безопасности для мобильных устройств столь же надежной, как и для других корпоративных активов, таких как мэйнфреймы, сети и серверы? Одинаково ли хорошо и последовательно работает пользовательский интерфейс на всех мобильных устройствах, независимо от того, какое устройство используется?
В большинстве случаев ИТ-отделы (а также пользователи и заказчики) говорят, что полная интеграция мобильных устройств еще не завершена.
Роль интеграции мобильных приложений
В прошлом интеграция мобильных приложений с другой ИТ-инфраструктурой ограничивалась лишь теми ИТ-активами, которые минимально необходимы мобильному приложению для выполнения своих функций. Если приложение предназначалось для размещения онлайн-заказа, требовался доступ к корпоративным системам ввода заказов, учета запасов и выполнения заказов, и, возможно, ничего больше для первичной установки. Если приложение предназначалось для работника склада, управляющего серией роботов для отбора и размещения товаров на складе, оно было разработано специально для этого, и при первичной установке его можно было не интегрировать с системами управления запасами и складом. Однако теперь, когда технологические компании делают ставку в своих исследованиях и разработках на смартфоны и устройства, ИТ-отделу необходимо иметь более широкую стратегию интеграции мобильных приложений, чтобы они были более «полными» уже при запуске.
Элементы интеграции мобильных приложений
Для достижения полной интеграции с остальным ИТ-портфелем предприятия и, возможно, со сторонними сервисами, мобильное приложение должно:
- обеспечивать бесперебойный обмен данными между всеми системами, а также возможность вызывать и использовать для своей работы компоненты инфраструктуры системного уровня, такие как системы хранения или системные процедуры;
- использовать прикладные программные интерфейсы (API), чтобы иметь доступ к другим ИТ-системам и/или системам поставщиков;
- соответствовать тем же стандартам безопасности и управления, что и другие ИТ-активы;
- предоставлять пользователям и заказчикам простой и (насколько это возможно) единообразный графический интерфейс пользователя (GUI);
- быть правильно вписанным в существующие рабочие процессы бизнеса и систем;
- быть не просто хорошим ИТ-решением, а вносить значительный вклад в продуктивность пользователей и удовлетворенность клиентов.
Интеграция рабочих процессов
В конце 2024 г. одна компания медицинского страхования представила автоматизированный онлайн-процесс регистрации новых клиентов. К сожалению, новое приложение не включало в себя все элементы данных, необходимые для регистрации, и фактически застывало в процессе. В итоге пользователи вынуждены были звонить в компанию и долго ждать, пока им удастся завершить регистрацию с человеческим агентом.
Это был случай сбоя интеграции рабочих процессов, поскольку критически важные элементы, необходимые для регистрации, были исключены из мобильного онлайн-приложения. Как это произошло?
Проект мог быть выполнен в спешке, чтобы уложиться в срок, или запущен как первая (пусть и неполная) версия приложения, которая впоследствии будет усовершенствована. Или, возможно, не была проведена проверка качества. Но для опытного ИТ-глаза в приложении явно не хватало данных, что говорило об отсутствии интеграции с другими корпоративными системами или передачи данных через API с поддерживающими сторонними системами.
Рабочий процесс приложения также свидетельствовал о «промахе», потому что если бы проектная группа проверила его на соответствие бизнес-процессу, она бы увидела (как это сделали клиенты), что ключевые элементы данных отсутствуют и что рабочий процесс не работает.
Проектная группа также должна была убедиться в соблюдении стандартов безопасности и управления, а также в том, что пользовательское восприятие мобильного приложения было одинаковым независимо от того, пользовался ли клиент iPhone или Android.
Резюме
По данным Statista, в 2027 г. объем рынка мобильных приложений достигнет 756 млрд. долл. В США, например, 47% мобильных приложений используются для розничных операций, а еще 19% — в качестве порталов для клиентов, деловых партнеров или сотрудников.
Сегодня практически нет компаний, которые не разрабатывали бы мобильные приложения для своих клиентов, деловых партнеров и/или сотрудников, однако в их разработке не соблюдается тот же уровень дисциплины, который ИТ-отделы ожидают от разработки традиционных корпоративных приложений.
Центральное место в решении этой проблемы занимает интеграция мобильных приложений.
Больше недопустимо, чтобы приложение «летало», имея только самые основные возможности, но не имея многих функций и элементов данных. Настало время интеграции мобильных приложений «сверху донизу», независимо от того, требуется ли для этого полные данные, единый пользовательский опыт на всех устройствах или что-то еще.