В статье мы расскажем об изменениях на рынке телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения для него, о новых трендах и перспективах российского телекома.
Векторы развития телекоммуникационного рынка
С 2022 года рынок телекоммуникационного оборудования в России переживает значительные изменения, вызванные уходом крупных международных компаний. Одним из наиболее заметных событий стало закрытие более 20 учебных центров компании Cisco, что оставило многие вузы без необходимых образовательных программ. Попытки переориентироваться на Huawei, заключив аналогичные соглашения, также не увенчались успехом, так как вскоре и эта компания покинула российский рынок, распустив свои офисы и разорвав связи с образовательными учреждениями. Это создало серьезные проблемы в подготовке специалистов, и теперь российские производители телекоммуникационного оборудования перехватывают инициативу, чтобы самостоятельно организовывать обучение и сертификацию инженеров.
В течение 2024 года основной вектор развития телекоммуникационного рынка был направлен на средства безопасности: такие как IDS, IPS, файерволы (FRW), средства шифрования и VPN. В этом сегменте российские компании заняли доминирующие позиции. Были внедрены специальные сетевые функции для провайдеров, такие как CGNAT, DPI и BRAS. По аналогичному пути сегодня развиваются маршрутизаторы.
На телекоммуникационном рынке заказчики традиционно ожидают от поставщиков ответственности как за аппаратные, так и за программные компоненты оборудования. В результате решения чаще всего поставляются в виде программно-аппаратных комплексов (ПАК) — специализированных серверов с установленным на них программным обеспечением. Таким образом производитель несет полную ответственность за работоспособность решения.
Стоит учитывать тот факт, что отрасль связи отличается консервативностью, где надежность и предсказуемость работы устройств имеют критическое значение. Новый вендор не может сразу занять место в сети крупного оператора связи по нескольким причинам:
- из-за упомянутой выше консервативности отрасли;
- администраторы часто не обучены настройке и эксплуатации новых устройств;
- оборудование должно пройти проверку временем и зарекомендовать себя как стабильное.
Лица, принимающие решения, должны быть уверены в надежности оборудования. Оно должно быть известным и проверенным на практике в течение нескольких лет, чтобы крупные компании могли позволить себе относиться к новому оборудованию как к проверенному.
Модель программной реализации
Программная реализация сетевых функций позволяет оперативно переносить программное обеспечение на различные аппаратные платформы с общей архитектурой, например, x86. Это дает производителям возможность быстро создать широкий ассортимент оборудования — от скромных по производительности устройств до высокопроизводительных решений на базе мощных процессоров.
Кроме того, такая парадигма открывает возможности для производителей находить OEM-партнеров и заключать партнерские соглашения с компаниями, которые являются производителями аппаратных платформ и стремятся быстро запустить новые телекоммуникационные продукты.
Поддержка отечественного софта государством и бизнесом
Одним из ключевых направлений государственной политики РФ уже долгое время является достижение технологического суверенитета, который необходим для сохранения стратегической независимости в условиях санкционного давления. В настоящее время наблюдается интеграция политических и экономических механизмов, направленных на его достижение. Особенно это стало заметно начиная с 2022 года: принимается рекордное количество нормативных и программных документов в этом направлении.
Основным экономическим механизмом в этом случае является поддержка российских производителей радиоэлектронного оборудования и разработчиков программного обеспечения, путем предоставления налоговых льгот, субсидирования разработок, выделения средств различным фондам с целью осуществления грантовой поддержки ИТ-отрасли. Применяется ряд инициатив с целью стимулирования спроса телеком-продукции на внутреннем рынке. В основном данные инициативы направлены на зависимые от государства компании, осуществляющие закупки на основании федеральных законов. Они реализуются за счет наложения ограничений на закупки зарубежной продукции или путем установления квот на обязательную долю российской продукции в определенном сегменте.
Выделяется на этом фоне нормативно правовая база в сфере критической информационной структуры, которая требует внедрять отечественную продукцию, в том числе, от частных компании, осуществляющих деятельность в критически важных отраслях.
В настоящее время разработчики программного обеспечения могут рассчитывать на целый ряд инициатив государственной поддержки:
- В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», постановлением Правительства РФ № 1236 от 16 ноября 2015 г. введен запрет на закупку иностранного программного обеспечения для нужд государственных и муниципальных организаций, если существует российский аналог. Этот документ также определяет критерии, по которым ПО признается отечественным, и правила ведения реестра отечественного программного обеспечения (Реестр). - Постановление Правительства РФ № 1875 от 23 декабря 2024 г., разработанное в рамках Федерального закона «О контрактной системе», обязывает госструктуры обеспечивать минимальную долю закупок российской продукции или полностью исключать иностранные товары. Для программного обеспечения действует полный запрет на закупку зарубежных решений.
- В целях укрепления технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на основании Указа Президента РФ № 166 от 30 марта 2022 года разработаны нормативные акты, регламентирующие переход на отечественные телекоммуникационные решения для использования в КИИ.
- Для российских разработчиков программного обеспечения предусмотрены налоговые льготы. В частности, уменьшение ставки НДС и возможность снижать налог на прибыль за счет применения коэффициента при расчете стоимости основного средства (если ПО внесено в Реестр). Также налоговые послабления предусмотрены для участников научных и технологических проектов, резидентов «Сколково» и аккредитованных ИТ-компаний.
- Государственные программы субсидирования российских разработчиков включают конкурсные отборы. Например, Постановление Правительства РФ № 529 от 30 апреля 2019 года регулирует предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с разработкой цифровых платформ и высокотехнологичных продуктов. Дополнительно субсидии могут выделяться через фонды, такие как Российский фонд развития информационных технологий, Фонд содействия инновациям (Бортника), «Сколково» и др. Программы поддержки охватывают финансирование разработки, модернизации, приобретения лицензий, продвижения продукта и выхода на международные рынки.
- На региональном уровне действуют аналогичные меры. Например, в Москве функционирует Московский инновационный кластер, бюджет которого на различные программы поддержки достигает 10 млрд. руб.
Для успешного ориентирования среди мер поддержки многие разработчики объединяются в ассоциации, в которых делятся опытом, объединяют усилия, в том числе для разработки новых мер. Крупнейшие ассоциации активно участвуют в обсуждении и формировании нормативной базы отрасли.
Успехи внедрения российского софта в телекоммуникации
В условиях санкционного давления и стремления к технологическому суверенитету был запущен механизм, подтолкнувший к созданию новых технологических российских компаний. Возросло количество стартапов, крупные компании стали выделять отдельные структуры, занимающиеся разработкой программных продуктов, которые впоследствии могли выделяться в отдельную компанию и реализовывать свой продукт на весь российский рынок.
Краеугольным камнем при любой передаче данных является обеспечение безопасности. Именно поэтому первые успешные внедрения российских телеком-разработок пришлись на этот сегмент. Безопасное значит доверенное, а доверенным может быть только то, что находиться в той же юрисдикции, и на что распространяется то же законодательство, а в случае нарушений незамедлительно будут применены санкции.
В последнее время все лидирующие позиции на российском рынке в реализации антивирусной защиты, межсетевых экранов, средств для организации оперативно розыскных мероприятий, криптошлюзов, иных программ, связанных с шифрованием и защитой информации занимают российские вендоры.
В чистом телекоме этот процесс также запущен благодаря действующей государственной политике. Постепенно российские вендоры отвоевывают рынок. В первую очередь это заметно среди простых устройств: коммутаторов и абонентских терминалов, а также в сегменте, где основная роль для выполнения функционала зависит от программного обеспечения: автоматизированные системы расчетов, системы управления и мониторинга, функционал сервисных платформ DPI, CG-NAT, BRAS и др.
Сложнее всего обстоит дело со сложными техническими устройствами, требующими аппаратных решений, такими как базовые станции мобильной и спутниковой связи, маршрутизация и системы хранения. Однако и в этих сферах ведутся отдельные разработки.
Таким образом, изменения на рынке телекоммуникационного оборудования в России в 2022 году открыли новые возможности для отечественных производителей. Несмотря на сложности, возникшие в результате ухода международных компаний, российский рынок смог адаптироваться к новым условиям. Отечественные производители успешно занимают освободившиеся на рынке ниши.