Strategy Partners, российская консалтинговая компания, представила исследование технологических трендов на рынке транспорта и логистики в России. Эксперты опросили более 140 представителей транспортно-логистической отрасли (руководители направлений, CEO, директора подразделений), определили тренды и отношение к цифровизации, проанализировали проникновение технологий в бизнес-процессы, в частности измерили уровень проникновения ИИ.

29% транспортно-логистических компаний планируют начать использовать ИИ (за исключением генеративных моделей) в ближайшие 2–3 года. 6% компаний уже внедряют генеративный ИИ, а 16% планируют сделать это в течение 2–3 лет.

Среди других важных трендов — автоматизация и платформизация бизнес-процессов, прозрачность логистических цепочек и ESG.

Большинство участников рынка не имеют полноценную стратегию цифровой трансформации и ограничиваются реализацией отдельных проектов. Значимость цифровизации для компании зависит от ее размера, комплексный подход характерен в большей степени для крупного бизнеса — до половины участников рынка имеют полноценную стратегию цифровой трансформации, в то время как в малом и среднем бизнесе таких компаний лишь четверть.

Приоритетными бизнес-процессами для цифровизации в российских компаниях считают:

  • логистическое планирование (об этом заявили 54% респондентов);
  • доставку грузов (33%);
  • обслуживание клиентов (25%);
  • ИТ-обеспечение (17%);
  • финансы (16%).

Интенсивность изменений сильно зависит от отрасли компании. Например, в сфере воздушного транспорта доля компаний с полноценной стратегией ЦТ составляет 100%, в водном транспорте — 50%, а в железнодорожных перевозках — 42%. В большинстве компаний трансформация началась недавно — 63% респондентов заявили, что их компании занимаются ей не более двух лет.

Основной эффект от ЦТ, который отмечают компании, — рост продаж и прибыли (так ответили 24% респондентов), улучшение бизнес-процессов (14%) и рост производительности (12%).

При этом больше трети (33%) респондентов ожидает, что затраты на эти цели в ближайшие 2–3 года не изменятся, 34% — что снизятся, а 25% — что вырастут на 10%. Текущие расходы 76% российских компаний на цифровые инициативы составляют около 5% оборота или меньше.

Наиболее приоритетными технологическими направлениями для транспорта и логистики в ближайшие 2–3 года участники опроса отмечают развитие электронного документооборота (его отметили 48% респондентов), ИИ без учета генеративного (29%), облачные сервисы (26%), цифровые платформы для грузоперевозок (23%) и большие данные (22%).

«Мы много работаем с компаниями транспорта и логистики и прогнозируем, что эта сфера под влиянием цифровой трансформации в ближайшие несколько лет будет претерпевать серьезные изменения. Технологические инновации позволяют отрасли оставаться конкурентоспособной и устойчивой. В России пока лишь треть участников рынка готова наращивать инвестиции в цифровую трансформацию. На первом месте для них стоит адаптация к высокой стоимости кредитования и дефициту кадров. Играют свою роль и общий консерватизм компаний, которые не готовы резко менять бизнес-модель, а также отсутствие системного подхода к вопросу», — рассказал Алексей Волостнов, партнер практики «Промышленность и технологии» Strategy Partners.