Strategy Partners, российская консалтинговая компания, представила исследование технологических трендов на рынке транспорта и логистики в России. Эксперты опросили более 140 представителей транспортно-логистической отрасли (руководители направлений, CEO, директора подразделений), определили тренды и отношение к цифровизации, проанализировали проникновение технологий в бизнес-процессы, в частности измерили уровень проникновения ИИ.
29% транспортно-логистических компаний планируют начать использовать ИИ (за исключением генеративных моделей) в ближайшие
Среди других важных трендов — автоматизация и платформизация бизнес-процессов, прозрачность логистических цепочек и ESG.
Большинство участников рынка не имеют полноценную стратегию цифровой трансформации и ограничиваются реализацией отдельных проектов. Значимость цифровизации для компании зависит от ее размера, комплексный подход характерен в большей степени для крупного бизнеса — до половины участников рынка имеют полноценную стратегию цифровой трансформации, в то время как в малом и среднем бизнесе таких компаний лишь четверть.
Приоритетными бизнес-процессами для цифровизации в российских компаниях считают:
- логистическое планирование (об этом заявили 54% респондентов);
- доставку грузов (33%);
- обслуживание клиентов (25%);
- ИТ-обеспечение (17%);
- финансы (16%).
Интенсивность изменений сильно зависит от отрасли компании. Например, в сфере воздушного транспорта доля компаний с полноценной стратегией ЦТ составляет 100%, в водном транспорте — 50%, а в железнодорожных перевозках — 42%. В большинстве компаний трансформация началась недавно — 63% респондентов заявили, что их компании занимаются ей не более двух лет.
Основной эффект от ЦТ, который отмечают компании, — рост продаж и прибыли (так ответили 24% респондентов), улучшение бизнес-процессов (14%) и рост производительности (12%).
При этом больше трети (33%) респондентов ожидает, что затраты на эти цели в ближайшие
Наиболее приоритетными технологическими направлениями для транспорта и логистики в ближайшие
«Мы много работаем с компаниями транспорта и логистики и прогнозируем, что эта сфера под влиянием цифровой трансформации в ближайшие несколько лет будет претерпевать серьезные изменения. Технологические инновации позволяют отрасли оставаться конкурентоспособной и устойчивой. В России пока лишь треть участников рынка готова наращивать инвестиции в цифровую трансформацию. На первом месте для них стоит адаптация к высокой стоимости кредитования и дефициту кадров. Играют свою роль и общий консерватизм компаний, которые не готовы резко менять бизнес-модель, а также отсутствие системного подхода к вопросу», — рассказал Алексей Волостнов, партнер практики «Промышленность и технологии» Strategy Partners.