В каждой технологической волне есть лидеры и отстающие, но никогда еще этот разрыв не был так ярко выражен, как в гонке в области генеративного искусственного интеллекта (GenAI), пишет на портале InformationWeek Синди Хаусон, главный стратег по данным в ThoughtSpot, бывший вице-президент Gartner Research.
В каждой технологической волне мы неизбежно находим предприятия в двух разных лагерях: лидеров и отстающих. Лидеры, часто смелые и любознательные, являются ранними последователями, стремящимися к инновациям и задающими темп развития рынка. Отстающие, часто осторожные и консервативные, — это остальные, которые довольствуются тем, что ждут, пока шумиха утихнет, рискуя еще больше отстать.
Мы наблюдали это с рождением Интернета, развитием облачных вычислений, а теперь и с рассветом GenAI. Занимаясь стратегией работы с данными на протяжении 30 лет, я видела множество таких определяющих развитие отрасли сдвигов, и сейчас именно такой происходит в области вычислений. Однако нынешний кейс также является самым рискованным для бизнеса, и в нем проявляются самые разительные различия между лидерами и отстающими. Использование GenAI для создания изображения, на котором филе лосося прыгает вверх по течению, относительно безобидно, а вот галлюцинации GenAI с финансовыми цифрами или медицинскими процедурами несут в себе огромные риски.
В недавнем отчете, подготовленном нами совместно с MIT SMR Connections, приводятся данные о том, что 8 из 10 (83%) ранних последователей применения GenAI в аналитике считают, что у них есть конкурентное рыночное преимущество, и почти половина (48%) ожидают окупаемости инвестиций в размере 100% или более в течение следующих трех лет.
Итак, учитывая, что эти ранние последователи, похоже, имеют несомненное преимущество, как предприятия, традиционно придерживающиеся выжидательной позиции, могут быть уверены, что они не останутся позади?
Сосредоточьтесь на «почему», а не только на «как»
Когда речь заходит о новых технологиях, возникает сильный эффект FOMO (страх упустить что-то), и GenAI не является исключением. В течение почти двух лет советы директоров и руководители компаний подвергались бомбардировке оценками и прогнозами, в которых превозносились экономические и операционные последствия GenAI. McKinsey заявила, что GenAI может ежегодно увеличивать производительность и эффективность мировой экономики на 4,4 трлн. долл., а титан бизнеса Джейми Даймон, генеральный директор JP Morgan Chase, в начале этого года в своем письме акционерам заявил, что GenAI по своему потенциалу может соперничать с самыми значимыми изобретениями человечества.
Это давление часто заставляет предприятия инвестировать в технологии просто потому, что они в моде. Мы настолько ослепляемся новым блестящим «как» (технология), что теряем из виду «почему» (ценность для бизнеса). Речь никогда не должна идти о технологиях ради технологий, а скорее о способах применения технологий для значимых изменений в бизнесе, которые помогут сократить расходы, повысить эффективность или создать более гладкий опыт. Если вы не можете сформулировать «почему», не спешите принимать «как».
Развивайте мышление и процессы, а не только технологии
Чтобы правильно управлять GenAI, сначала нужно приручить свои данные. Неудивительно, что общей характеристикой многих ранних последователей является наличие современного, интегрированного, облачного актива данных. С другой стороны, для многих отстающих их дом данных больше напоминает неорганизованный чердак: все в беспорядке, разбросано и несопоставимо по ценности. В то время как технологии управления, регулирования и защиты такого потока информации совершенствуются, необходимо, чтобы наши методы и принципы развивались с той же скоростью, чтобы учитывать рост данных, более быстрые данные и различные типы данных.
То, как предприятия переосмысливают управление данными, должно распространяться и на отношения между командами по данным и бизнес-командами, которые традиционно были глубоко изолированы друг от друга. По словам Роберта Гарнетта, вице-президента Elevance Health, команды по работе с данными наконец-то получают место за корпоративным столом и превращаются из исполнителей заказов в настоящих бизнес-партнеров.
Поскольку GenAI продолжает снижать барьер входа для пользователей данных, потребуется сотрудничество между этими двумя группами, подобное сотрудничеству Джобса и Возняка, чтобы обеспечить единую и централизованную бизнес-стратегию в области данных и ИИ.
Развивайте грамотность в области ИИ
ИИ и GenAI больше не являются непонятными концепциями, взятыми со страниц научно-фантастического сценария. Способность сотрудников безопасно и ответственно манипулировать этой технологией, понимать ее потенциал и ограничения, выявлять неточности и галлюцинации в ее результатах будет напрямую влиять на состояние бизнеса, репутацию и прибыль компаний.
Реальность такова, что мы в целом не делаем достаточно для переквалификации и повышения квалификации наших работников. По данным Accenture, только 5% организаций активно занимаются развитием навыков грамотности в области ИИ в масштабах компании, поэтому предприятия должны осознать, что грамотность в области ИИ, как и грамотность в области данных до нее, теперь является жизненным, а не только деловым навыком.
Каждому предприятию, независимо от отрасли или рынка, необходимо сформировать комитет по ответственному ИИ, чтобы создать основу, которая определит ожидания и рекомендации для каждого направления деятельности, которые затем будут применяться единообразно во всей компании. Этот комитет должен состоять из представителей всех подразделений организации, включая технических специалистов, представителей бизнеса, служб безопасности и конфиденциальности. В его обязанности должны входить оценка предлагаемых больших языковых моделей, обеспечение защиты проприетарных данных, разработка стандартов для оценки рентабельности инвестиций, определение оптимального сочетания собственных и сторонних решений, а также обеспечение доступа к комплексным программам обучения и развития навыков.
В эпоху GenAI расстояние между лидерами и отстающими как никогда велико, но еще не поздно. Благодаря четкому пониманию ценности для бизнеса, инвестициям в современное управление данными, глубокой сплоченности команд и приверженности обучению сотрудников предприятия смогут реализовать трансформационный потенциал GenAI.