Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в течение 2024 г. с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA осуществлял мониторинг мировой повестки научно-технической политики. В настоящем выпуске представлена сводная картина трендов в данной сфере по итогам изучения более 700 мер государственной поддержки науки и технологий, объявленных за это время органами власти 37 стран.

Набор ключевых тем, нашедших отражение в глобальной повестке научно-технической политики в 2024 г., не сильно изменился по сравнению с предыдущим годом. Все так же доминировали вопросы развития цифровых технологий, борьбы с изменением климата, поддержки фундаментальной науки, задачи оценки рисков и соблюдения этических норм.

Немного чаще остальных упоминались тематики, связанные с созданием условий для проведения исследований, развитием научного кадрового потенциала и инфраструктуры. При этом несколько реже упоминались региональные аспекты технологического развития и эмиграция высококвалифицированных кадров.

Приоритетом остается поддержка сквозных технологий — в первую очередь цифровых или напрямую относящихся к ним, включая высокопроизводительные и квантовые вычисления, сети 6-го поколения, разработки в области робототехники, электромобилей и беспилотных транспортных средств. Все заметнее в повестке ведущих стран проявляется тренд на технологический суверенитет и повышение промышленной конкурентоспособности, во многом за счет развития отрасли полупроводников.

Сохраняет свою значимость и проблематика устойчивого развития, охватывающая различные подходы к борьбе с изменением климата и негативным влиянием деятельности человека на экологию. Основные усилия целого ряда стран направлены на стимулирование перехода на альтернативные и возобновляемые источники энергии, модернизацию энергопотребляющих устройств и оборудования, проекты, связанные с производством водорода и улавливанием углекислого газа.

Развитие науки и технологий затрагивает интересы различных стейкхолдеров, в связи с чем важное место в повестке неизменно занимают подходы к его государственному регулированию. В этом направлении наблюдаются разнонаправленные тенденции — налаживается международное сотрудничество в рамках борьбы с общими для всех стран вызовами и при этом растет внимание к угрозам безопасности (национальной, экономической, информационной и др.). Вопросы, связанные с изучением, разработкой, внедрением и регулированием ИИ, фактически обособились в приоритетное направление.

При общем интересе развитых и развивающихся государств к ИИ, квантовым технологиям, изменению климата и международному сотрудничеству заметны и различия в их повестках. Первые продолжают акцентировать внимание на безопасности, здравоохранении, высшем и послевузовском образовании. Вторым же более свойственно стремление к максимизации экономических эффектов научно-технологического развития, формированию условий для роста возникающих отраслей и цифровой трансформации.

Реализуемые в России меры поддержки научно-технической сферы в целом согласуются с мировыми тенденциями. Среди наиболее значимых последних инициатив такого рода — запуск национальных проектов технологического лидерства, которые призваны обеспечить рост выпуска в нашей стране конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и формирование новых рынков за счет развития критических и сквозных технологий отечественной разработки.