Управление ИТ-инфраструктурой становится все более сложным и многогранным процессом. Будучи производителем ряда профильных продуктов, мы внимательно наблюдаем за рыночными процессами. И хотя события 2025 года только набирают обороты, уже можно отметить несколько интересных тенденций.

Ожидания от ИИ не оправдываются

Хайп вокруг ИИ достиг своего пика еще в прошлом году, а сейчас начал постепенно спадать. Все говорят про пользу от нейросетей, но в реальности прорывов не видно. Похоже, что их и не будет, если бизнес не станет вкладываться именно в них.

Насыщенность рынка различными ИИ-инструментами сейчас максимальная — она настолько высока, что интересные ниши уже давно заняты крупными компаниями, так что новому игроку крайне сложно набрать клиентскую базу.

Эти инструменты востребованы у компаний. Бизнес уже успел нарастить мощности — развернуть фермы видеокарт — и запустить на них различные модели, в том числе языковые. Все это активно внедряется в повседневную работу.

Но модели, которые сегодня на хайпе, примерно одинаково собирают информацию по верхам. Для конечных бизнес-процессов выигрыша почти нет. Поэтому у бизнеса, который успел вложиться во все эти инструменты, начинается период разочарования. Приходит понимание, что нейросети — не панацея от всех бед. Они подходят для решения конкретных задач, но не снимают все вопросы.

В контексте управления инфраструктурой ИИ отлично справляется с базовой аналитикой. Допустим, может вместо администратора анализировать метрики ЦОДа (автоматизировать рутину). Но кадровые и трудовые затраты на то, чтобы правильно содержать и обслуживать эти инструменты, оказались выше, чем затраты на инженеров, которые решают ту же задачу вручную. Тем более что контроль действий нейросетей все равно лежит на человеке. По команде ИИ в ЦОДе не включится аварийное питание — решение все равно должен принять конечный исполнитель, потому что иначе встанет вопрос ответственности, в том числе перед проверяющими органами.

Безусловно, процесс уже не остановить. Наращивание мощностей и улучшение моделей продолжится, но с пониманием, что пока нейросети облегчают только очень дешевую рутину. В нашем примере с аналитикой, чтобы получить больше, нужны эксперты другого уровня, которые будут формулировать запросы к моделям. И они будут стоить дороже. Таким образом, чтобы передать ИИ более сложную аналитику, бизнесу придется заменить, условно, 20 дешевых специалистов на 10 очень дорогих и искусственный интеллект, который тоже сам по себе стоит денег и ест ресурсы. Вопрос в том, будет ли это оправдано.

На российском рынке наметился свой путь облачного развития

Длительное время на Западе можно было наблюдать тренд перемещения ИТ-инфраструктур компаний с серверов в облако. Определенная группа игроков, продающая ресурсы, уже успела поделить рынок и доказать, что облака — технология проверенная, она хорошо работает.

Но процесс постепенно замедляется. Уже стало понятно, что обещанное неограниченное масштабирование не бесплатно. И иногда это даже дороже, чем содержание собственной соизмеримой инфраструктуры. Нет смысла бездумно отказываться от серверов. Когда масштабы необходимых компании ресурсов более-менее понятны, в долгую бизнес может получить те же мощности дешевле.

Как результат — бизнес начал задумываться о финансовой эффективности. Многие постепенно идут в частное облако. Кроме того, несколько лет назад наметился взлет гибридизаторов — инструментов, которые сами считают, где выгоднее разворачивать инфраструктуру с учетом заявленных ограничений, и таким образом обеспечивают гибридность в облаке. Сейчас почти все они также учитывают вариант on-premise.

Российский рынок развивается несколько иначе. В 2022 году гиперскейлеры фактически кинули компании, уйдя с рынка. Параллельно регулятор заинтересовался локализацией инфраструктуры. В итоге бизнес начал развивать свои решения.

Гипотетически даже если иностранные облачные сервисы сейчас вернутся, им будет действительно непросто опять собрать клиентскую базу, как минимум на уровне людей, принимающих решения. Один раз российский бизнес уже обжегся. Плюс в критическую инфраструктуру их уже не пустят. Скорее всего западное облако не будут внедрять и те компании, которые работают с госзаказами (это могут запрещать требования к инфраструктуре от заказчика). А без крупного бизнеса, который готов был тратить миллиарды (то есть без якорных клиентов), для них экономика не сойдется.

Бизнесу сейчас гораздо интереснее разворачивать инфраструктуру on-premise. Мы видим это в том числе и по собственному опыту.

Импортозамещение меняет лицо

Очевидный тренд в России — импортозамещение. Он продолжается, и сейчас идет уже достаточно сильная вторая волна.

Однако назрела проблема совместимости множества отдельных решений, поэтому некоторые клиенты начали ограничивать спектр внедряемых инструментов — в первую очередь они ищут поставщиков, которые уже решили или готовы решить проблему взаимной интеграции отдельных продуктов. Клиенты даже готовы мириться с некоторыми недоработками решений, лишь бы все работало в комплексе.

Адаптируясь к этому тренду, скорее всего, крупные поставщики отечественных продуктов начнут скупать коллег по рынку, чтобы собирать в своем портфолио целые экосистемы. К сожалению, другие способы партнерства пока упираются в отсутствие доверия между поставщиками.

Одна из причин именно покупки решений — это безопасность. На подъеме волны импортозамещения, в 2022 году, появилось много продуктов — гипервизоров, систем мониторинга и так далее, где безопасность продумана не до конца. На тот момент производители считали важным быстро выйти на рынок и занять освободившуюся нишу, а заказчики особо не смотрели в сторону безопасности.

Сейчас же бизнес осознал, что защита от хакерских атак — это не удел крупнейших компаний, а обыденность. Поэтому продать ему сделанную на коленке систему мониторинга с правами доступа ко всем остальным продуктам уже невозможно. Все понимают, что это дополнительная дыра в безопасности. Доработка ранее созданных инструментов требует ресурсов. Небольшим вендорам проще продаться более крупным, чем тратить на это время и силы. Таким образом рынок будет стабилизироваться вокруг этих «центров притяжения» (экосистем).

Спрос на ресурсы ЦОДов сместился в регионы

Некоторое время назад все говорили о нехватке мощностей ЦОДов для развертывания решений. Сейчас нехватка все еще есть, но она несколько видоизменилась.

Две столицы перенасыщены ЦОДами, но есть проблема нехватки мощностей вблизи от клиента — в регионах. Поэтому многие крупные игроки сейчас действительно уходят на периферию, где строительство и электроэнергия зачастую дешевле.

Параллельно из-за замедления YouTube значительно выросла популярность видеохостингов. Есть бешеный спрос на доставку контента, так что помимо стройки ЦОДов активно развиваются инструменты поверх CDN, которые обеспечивают удобный клиентский интерфейс.

Гиперконвергенция буксует, повторяя путь VMware

В свое время VMware активно рекламировала свою гиперконвергенцию. Сначала она подавалась как решение всех проблем. Впоследствии вендор обозначил нюансы эксплуатации и нашел подходящую нишу.

Гиперконвергенция хорошо показала себя в минимальных инфраструктурах в небольших компаниях, когда отсутствуют требования высокой производительности, например в стартапах, а также малом и среднем бизнесе. Опыт построения на ее основе глобальных систем успешен по большей части за счет дополнительных разработок и экспертизы тех компаний, которые экспериментировали в этом направлении.

В этой нише клиенты привыкли к тому, что все работает из коробки — буквально в один клик. Новые гиперконвергентные инструменты пока еще не работают из коробки, поэтому они непривычны для клиентов, которые раньше использовали VMware. А другие рыночные ниши в принципе не готовы к этому. Получается, что производители этих новых инструментов сейчас проходят тот же путь, что в свое время проходила VMware, как будто забыв про ее ошибки на этом пути.

Новые проблемы кадрового рынка

Изменения в ландшафте ИТ-инфраструктуры неизбежно влияют на ситуацию на кадровом рынке — по крайней мере в той части, которую видим мы.

Кадровый голод год от года становится больше. Это происходит не только потому, что потребность рынка растет. Количество людей в ИТ также растет, просто это несколько не те люди, которые сегодня нужны бизнесу.

Инструменты в компаниях меняются. Люди вынуждены апгрейдиться не на то, к чему они привыкли — переходить на новые продукты со схожими, но все же отличающимися функциональными возможностями. При этом сами они не мотивированы менять свои привычки. Это вызывает определенные сложности, причем не только у самого человека, но и у HR’а, который пытается его оценить. Если раньше можно было запросить сертификаты от европейских вендоров — и это давало представление о базовых знаниях, то теперь такое точечное определение квалификации невозможно. Это сильно усложняет найм.

Но есть и положительные тенденции. Понимая безвыходность ситуации, российские компании сокращают эйджизм. Причем они становятся лояльнее как к более молодым, так и к более возрастным специалистам. Людей берут, потому что они знают и умеют даже больше, чем с них спрашивают. Это не может не радовать.

К сожалению, все эти тенденции накладываются на неопределенности с бюджетами. Казалось, что самый неопределенный момент был в 2022 году, но сейчас ситуация немногим лучше.

В 2022 году бюджеты замирали, потому что рынок не понимал, что происходит и как дальше будет развиваться ситуация. В 2023-2024 годах стало понятно, что жизнь продолжается и нужно что-то делать. Потихоньку стали выделять бюджеты — сначала немного, затем все больше и больше, потому что есть требования Президента, и по ним необходимо отчитываться. Проявился даже эффект обратной миграции, когда впопыхах внедренное ради импортозамещения отечественное решение меняли на другое, потому что первоначальное не удовлетворяло всем требованиям.

С точки зрения финансирования в 2025 году мы снова откатываемся в ситуацию 2022-го, когда заказчики не понимают, как будет разворачиваться картина. Мы живем в режиме нехватки инвестиций. Много тратить боятся, тем более при столь высокой ставке рефинансирования. С другой стороны, сейчас отечественные вендоры уже предлагают вполне зрелые решения как по функциональности, так и по необходимой сертификации (причем, с полноценной поддержкой и документацией). Эти условия привлекательнее, нежели идеи «серых» схем для импорта.

Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem