Большой интерес у жителей столицы вызвала конференция "Internet-Россия’96", прошедшая 2 - 3 апреля в Российской академии государственной службы. Организованная Центром информационных технологий (ЦИТ) при спонсорском участии издательского дома "Открытые системы", конференция собрала 247 специалистов. Помимо московских предприятий различных форм собственности в списке участников можно было встретить такие организации, как: Авиационное производственное объединение (Комсомольск-на-Амуре), Владивостокский морской торговый порт, Екатеринбургский телеграф, Краснодарская научная библиотека им А.C. Пушкина, Министерство экономики республики Бурятия (Улан-Удэ), Мурманское морское пароходство, Новосибирская областная библиотека, Псковская ТТС, Пятигорский государственный лингвистический университет, Ульяновский автомобильный завод, АООТ "Электросвязь" (Волгоград) и т. д. Даже Посольство США (как-никак, Internet зародилась именно в этой стране) прислало своего представителя.
За два дня конференции было прочитано около 30 докладов. В первый день рассматривались общие вопросы развития Internet, во второй работали две специализированные секции: "Информационные возможности Internet" (для конечных пользователей) и "Информационные технологии Internet" (для разработчиков информационных систем на базе Internet).
Поскольку после докладов практически не было времени на вопросы, так и осталось загадкой, кто же составил костяк аудитории - люди, уже "пристрастившиеся" к Internet, или те, кто только собирается приобщиться к мировому информационному сообществу. По мнению директора ЦИТ Алексея Сальникова, и тех и других было примерно поровну.
Директор Центра информационных
технологий Алексей Сальников
Сильное впечатление на присутствующих произвело выступление Антона Чижова. Вице-президент ParaGraph International не часто появляется на семинарах. Тем не менее 29 марта в городе на Неве он принял участие в научно-практическом семинаре "Революция в Internet", а 3 апреля его доклад "Будущее Internet в России и мире: виртуальная реальность и мультимедиа" с большим интересом был выслушан в московской Академии госслужбы.
Аудитория долго не отпускала вице-президента
ParaGraph International Антона Чижова
Из проводившегося в полной темноте (на большом экране демонстрировался сеанс работы в Internet) выступления г-на Чижова следовало, что в столице и других городах нашей страны проложено не так уж мало высокоскоростных волоконно-оптических линий связи и сетевая виртуальная реальность с каждым днем становится для россиян все более реальной. Например, он отметил, что некоторые виноделы уже указывают на бутылках адрес Web-сервера, на котором можно узнать все подробности об изготавливаемых ими божественных напитках... Но не возможности Internet и не широта его распространения запали в душу.
Западают в душу такие слова из его доклада. Привожу их полностью (по 212-страничным тезисам московской конференции): "В США недавно AT&T предложила сервис по доступу в Internet через телефон по модему (до 28 800 Кбит/с) за $29,95 в месяц! Сколько угодно сиди себе в Internet за символическую для таких возможностей плату!" За эти деньги московские провайдеры разрешают путешествовать по "паутине" не более одного рабочего дня. Поэтому объяви хоть один отечественный Internet-провайдер подобные цены, число пользователей Internet в России за несколько дней вырастет на порядок и практически сравняется с числом пользователей ПК в регионе действия услуг этого поставщика.
Вопрос, почему отечественные Internet-провайдеры (по некоторым оценкам, их бизнес за последний год вырос в 5 раз) берут за свои услуги почти на порядок больше, чем их американские коллеги, сродни вопросу, почему звонок из Москвы в Америку стоит около $2 в минуту, а из Америки в Москву - менее 50 центов. Спросите у любого российского провайдера, почему его цены явно завышены по сравнению с Западом, и вы услышите в ответ слова о дороговизне помещений, линий связи и т. д. Вот как оценивают положение Станислав Клименко и Василь Уразметов в своей книге "Internet. Среда обитания информационного общества" (этот великолепный труд за чисто символическую плату и с автографами авторов продавался на московской конференции).
Итак, на странице 84 читаем: "... эти цены в несколько раз выше, чем в США. Объясняется такая ситуация просто: слабо развитая связь, монопольные цены Министерства связи, позволяющие другим владельцам линий связи, в том числе волоконно-оптических и радиорелейных СВЧ, беспрепятственно задирать свои цены. При этом среди самих фирм, предоставляющих доступ к компьютерным сетям, конкуренция уже имеется, и они на эти высокие цены не могут сделать большой надбавки. Такая вот ситуация. Остается надеяться, что вскоре появятся другие владельцы телефонных и других сетей связи, которые будут предоставлять услуги по доступным ценам".
Я думаю, многие разделяют надежды директора Российского центра физико-технической информатики профессора Станислава Клименко. Но должен их разочаровать: едва ли Минсвязи так легко откажется от своей монополии, а c введением повременной оплаты за использование внутригородских телефонных линий жизнь отечественных любителей Internet (особенно частных) осложнится еще больше.
Обратите внимание: российские Internet-провайдеры практически не рекламируют свои услуги: то ли им стыдно за свои цены перед мировым информационным сообществом, то ли они боятся, что наплыв желающих будет столь велик, что имеющееся в их распоряжении оборудование не вынесет резко возросшего пользовательского трафика. Одним словом, пока в нашей стране ситуация с линиями связи не изменится к лучшему, демонстрация возможностей Internet широким слоям населения будет напоминать показ неимущим голодающим роскошных витрин фешенебельных продуктовых магазинов.
C ЦИТ можно связаться по телефону: (095) 932-9212 или
Е-mail: info@citmgu.msk.su. Web-сервер: http://www.ru/cit.
Владимир Митин