УПРАВЛЕНИЕ
Эксклюзивный опрос руководителей отделов информационных технологий выявил разногласия в вопросе о конфликте между поколениями. Но эти разногласия можно разрешить, приложив усилия с обеих сторон
Все это началось давно, когда в моде были синие джинсы. Когда поколение шестидесятых достигло зрелого возраста, никто не мог представить, что эти люди все еще будут активно работать. Правда, теперь уже для того, чтобы доказать, что они еще не вышли в тираж.
Но верно ли, что эти пожилые работяги не способны освоить объектную технологию, не могут приспособиться к организации с небольшим числом уровней власти и ответственности, не в состоянии одолеть Internet? Необязательно. В конце концов некоторые “динозавры” вполне преуспевают в сегодняшнем суровом климате бизнеса. Если уж они пережили переход к распределенным вычислениям, то могут стать самым большим человеческим капиталом для руководителей.
Тем не менее, по данным проведенного PC Week Executive/Society of Information Management нового эксклюзивного опроса двухсот руководителей отделов информационных технологий среднего и низшего состава, вечная проблема наведения мостов между поколениями все-таки оказывает влияние на значительную, примерно третью, часть фирм, занимающихся информационными системами и информационными технологиями.
В корпорациях, где конфликт между поколениями становится проблемой, пожилым работникам трудно овладевать новыми приемами, идти на риск и приспосабливаться к технологическим и организационным изменениям. Например, 83% участников опроса считают, что у работников старшего возраста имеются проблемы с адаптацией к технологическим изменениям, и только 9% признают, что то же самое можно сказать о молодежи.
Существует ли конфликт между поколениями?
Молодые работники явно уступают старикам в том, что касается отношений в коллективе. 57% участников опроса считают, что у молодежи есть различные проблемы в области межличностных отношений, а в отношении пожилых работников это отмечают лишь 52%.
Ну, и как вам это? Том Уоссон, 54-летний директор фирмы Spencer Stuart (Стемфорд), занимающийся наймом руководителей для отделов информационных технологий, считает, что “проблема в большей степени связана с технологическими изменениями, чем с людьми”. По его мнению, технология быстро меняется, а человеческая натура в основном остается той же самой.
Возможно, Уоссон в чем-то и прав. “Дело в том, что у пожилых работников очень сильная мотивация”, - утверждает 58-летний Роберт Завацки, известный ученый из KPMG Peat Marwick. Характер работы в области технологии побуждает многих “старых” работников к активности. Ускоряющиеся темпы изменений таковы, что никто не может себе позволить закрыть глаза на “горячие” идеи. Почему? Многие из этих новых концепций или продуктов действительно требуют особого внимания - они ведут к изменениям парадигмы программирования, хост-систем, инструментария БД и комплектов приложений.
А если возникает ощущение, что конфликт между поколениями теряет свою остроту, это, по мнению Завацки, частично связано с тем, что за последнее время было уволено множество менее способных руководителей. “Это люди старше 45 лет, - говорит он. - Им пришлось через многое пройти, они набили себе множество шишек. Они не могут приспособиться к изменениям просто из-за свойственной им чрезмерной осторожности”.
Старые собаки, новые трюки
Несмотря на огромные проблемы, во многих фирмах работники старшего возраста прилагают титанические усилия к тому, чтобы сохранить свои позиции. Это стало большой новостью для руководителей крупных фирм.
В идеале такие руководители хотят объединить молодых и пожилых работников при работе над проектами по информационным технологиям. Вообще говоря, пожилые работники привносят свой деловой и жизненный опыт, а молодежь обладает большей гибкостью в отношении объектной технологии.
Но если эти два поколения не смогут ужиться друг с другом или если будут возникать внутренние стычки, компания окажется в проигрыше.
“У нас этого нет”, - говорит Уильям Келви, 48-летний исполнительный вице-президент и менеджер по информатизации из Fannie Mae, ведущей американской компании в области ипотечного кредитования. Он объясняет, что, как правило, “проблема отцов и детей” существует там, где технология не стала главным направлением деятельности компании. По словам Келви, это характерно для крупных эксплуатационных предприятий, занимающихся сопровождением существующих систем. В таких условиях ваши лучшие технологи уходят в другие фирмы.
Келви организовал учебную программу с выдачей “дипломов”, которая во многом помогает работникам оставаться “на уровне”. Если вы освоите новую технологию, вы сможете использовать ее в проектах.
К счастью, большая часть его сотрудников может приспосабливаться к изменениям и приспосабливается. Келви считает, что каждые три-четыре года в программировании происходят “серьезные глубинные изменения” и опытным разработчикам постоянно приходится “переучиваться”. “Когда вы изучаете третий или четвертый язык, - добавляет он, - у вас появляется достаточная база для того, чтобы довольно быстро освоить еще один”.
Джо Фелью, 45-летний менеджер центра по обслуживанию крупных информационных систем (Сан-Матео, шт. Калифорния) почтового ведомства США, считает, что решения проблем, возникающих в организациях из-за разногласий между поколениями, в чем-то сродни тому, как эффективно использовать многообразие. “Я, как правило, включаю тех, кто реально владеет новой технологией, в группу людей, которым приходится переучиваться, - говорит он. - Человек, попавший в существующую среду, обладает знанием дела, и это хороший способ переучивания работников”.
Фелью организовал обязательный “Процесс переподготовки работников”. Каждый сотрудник отдела информационных технологий заключает с руководителем изложенный на одной странице “дополнительный контракт”, определяющий, какими технологиями и навыками он должен овладеть. “Мы контролируем это ежеквартально, и я отмечаю в контракте то, что уже достигнуто, - говорит Фелью. - Как правило, люди старшего возраста обладают большим опытом, и, сталкиваясь на практике с изменениями, они вынуждены приспосабливаться к ним”.
Различия в поколениях?
Очевидно, что не во всякой фирме, занимающейся информационными системами, есть программы по переподготовке всех работающих в ней программистов. И легко представить себе, как в ряде фирм пожилые сотрудники выпадают из обоймы. Но некоторые работники старшего поколения фактически сами отказываются от изучения новой технологии, в результате чего они могут внезапно потерять уважение молодых коллег (вы понимаете, что речь идет о тех, кто родился после Вудстока). Митч, двадцативосьмилетний системный аналитик из нью-йоркской компании, производящей напитки, видит огромные различия между пожилыми и молодыми работниками: “Старшее поколение, как правило, более консервативно в отношении использования технологии и проверке чего-то нового”. По его мнению, пожилые работники отстаивают древнюю (явно дискредитировавшую себя) философию: “Если что-то не ломается, не надо пытаться ремонтировать”.
“К сожалению, между поколениями существуют различия, которые могут повлиять на перспективы в отношении карьеры”, - предупреждает Уоссон, агент по найму специалистов в области информационных технологий. По его мнению, люди, которые в течение долгого времени занимались информационными технологиями, привыкли разрабатывать системы, а не покупать их. И что? Уоссон считает, что его корпоративные клиенты могли бы обеспокоиться тем, что эти работники с меньшей вероятностью быстро приспособятся к изменениям в бизнесе, чем те, кто ориентирован на приобретение систем.
Возрастной фактор
В эру ПК, когда под буквальностью часто понимается политическая корректность, не означает ли сам факт признания различий между поколениями некоторую форму возрастной дискриминации?
Как правило, нет. Но попросите руководителей отделов информационных систем откровенно признаться в том, что сегодня они предпочитают принимать на работу молодежь, и вы вряд ли получите ответ, на который рассчитываете. Признавать такую предвзятость неразумно, более того, противоправно допускать, чтобы возрастные соображения влияли на возможность приема на работу и продвижение по службе. Хотя лишь немногие могут серьезно утверждать, что возраст не является одним из факторов при приеме на работу.
Дэйв Карлсон, бывший менеджер по информатизации корпорации Kmart и фирмы FTD, уверен в том, что он стал жертвой возрастной дискриминации. Недавно он подал иск против FTD в суд Мичигана, обвиняя фирму в том, что его уволили по причине его возраста. В иске говорится, что пятидесятипятилетний Карлсон был уволен тридцативосьмилетним директором, а на его место был назначен человек в возрасте 39 лет.
“Кто-нибудь из мира информационных систем должен разрушить сложившийся стереотип, - говорит Карлсон, который одним из первых признал технологию клиент-сервер. - Покажите мне человека в возрасте 50 или 60 лет, который продолжает отвечать за технологию, и я покажу вам того, кто склонен к принятию изменений, новинок и нововведений в большей степени, чем тот, кто не занимается технологией”.
Если кто-то и разрушает стереотип в отношении пожилых работников, так это Харри Гриффин, пятидесятипятилетний старший разработчик систем из компании Marathon Oil (Коди, шт. Вайоминг). “Нужно было приложить усилия к тому, чтобы держаться на уровне, - говорит Гриффин, посвятивший свое свободное время изучению объектной технологии на домашнем ПК. - Моей главной целью было остаться на плаву и сохранить свою рыночную стоимость”.
Конечно, не все готовы к таким усилиям. Потерявшим работу предлагают свои услуги несколько консультантов по стратегии развития карьеры, например сорокашестилетняя Лили Пратт-Кинг из Right Associates (Купертино, шт. Калифорния).
“Мы учим людей быть энергичными, - говорит она. - Это единственный способ противостоять старению. Одно дело в 55 лет быть разбитым и неподвижным, и совсем другое - в 55 лет открывать для себя мир мультимедиа”.
проблематичные различия
Действительно ли она верит в то, что в области информационных технологий существует проблема отцов и детей? “Да, она есть, но не в возрастном, а в психологическом смысле, - считает Пратт-Кинг. - По моему мнению, в целом темпы устаревания технологии заставляют людей приспосабливаться к изменениям”. По словам Карлсона, для тех, кто занимается информационными технологиями, все дело не в возрасте, а в характере.
Расти Уэстон
Вообще говоря, пожилые работники привносят свой деловой и жизненный опыт, а молодежь обладает большей гибкостью в отношении объектной технологии
Если вы не можете понять, о чем говорит ваш сотрудник, воспользуйтесь нашим словарем:
IPLing (Initial Program Loading - начальная загрузка программ) - сейчас об этом сказали бы, что это самозагрузка системных программных средств в ПК, но в эпоху мэйнфреймов этот термин означал начальную загрузку программ.
Core (сердцевина) - нет, это не сердцевина яблока, а сердечник памяти. Двадцать лет назад большинство компьютерных ЗУ назывались сердечниками, поскольку состояние каждого бита - единица или ноль - определялось направлением намагниченности небольшого кусочка металла. После того как появились динамические ОЗУ, термин “сердечник” сразу стал устаревшим.
FUD - эта аббревиатура расшифровывается как Fear (опасение), Uncertainty (неопределенность) и Doubt (сомнение). Вероятно, имеет много источников, но в нашей отрасли этот термин относится к годам расцвета корпорации IBM, которая использовала его применительно к рынку, конкурентам и заказчикам.
Documentation (документация) - возможно, вы не знаете, что отделы информационных систем использовали этот термин для описаний, создаваемых вместе с приложениями. Теперь благодаря RAD (быстрая разработка приложений)
и прототипам эти дни миновали.
24x7 - так, ломая язык, приходится говорить о периоде стопроцентного работоспособного состояния (подобно многим другим терминам, этот остался от эпохи мэйнфреймов).