В дискуссии (вел ее Леонид Малков, ParaGraph International), посвященной роли иностранных компаний в России, на конференции "Компьютерный бизнес России" (санаторий "Отрадное", 22-23 марта 1996 г.) приняли участие:
Борис Щербаков (HP), Сергей Карелов (Silicon Graphics), Тони Лоеб (Sun Microsystems), Александр Канн (Compaq).
Участники этой дискуссии высказывались настолько ярко и точно, что я решил ограничиться подбором и расстановкой цитат.
А МЫ НЕ ПРОСТО ТАК, МЫ - ИСПЫТАТЕЛИ...
Сергей Карелов: Делить компании по национальному признаку (иностранные - российские), все равно, что оценивать работу двух менеджеров, говоря, что один - еврей, а второй - русский. Другое дело, что колоссальный производственно-научный и финансовый потенциал, огромный технический и коммерческий опыт сочетается у фирм - мировых лидеров с огромным дефицитом понимания того, как надо работать здесь, в России.
Борис Щербаков: Деление "иностранные - российские" совершенно закономерно, потому что мы существуем в разных мирах, и говорить о серьезном взаимном проникновении я бы не стал. Даже "крутые" (по российским меркам) проекты типа запуска CLR в Майами несоизмеримы с реальным влиянием западного менталитета, западных денег, западной экспертизы, западного опыта на возникающий российский рынок.
Эстер Дайсон: Что должна делать фирма? Фирма должна инвестировать, чтобы улучшить свои дела и становиться больше и больше. Когда западная фирма приходит сюда, она должна также инвестировать. Конечно, фирма продает товары, но кроме товаров, по-моему, самая главная инвестиция - это поиск и обучение кадров, а также обучение клиентов. HP много занимается обучением кадров и клиентов, заботясь не только о своих товарах, но и об экономике, о том, как продавать, как относиться к людям, как стать менеджерами и т. д. Обучение состоит из передачи опыта. Самый главный подарок от нас - это опыт и знания.
Борис Щербаков: Мы, представители той или иной крупной фирмы, во многом являемся переводчиками. Или, точнее, трансляторами - в сфере тактики, стратегии, применения опыта. Насколько мы автономны в принятии решения, настолько успешной будет работа компании на рынке.
Если бы мы сюда двухуровневую систему дистрибуции принесли четыре года назад в том размере и объеме, как это предлагалось со стороны Женевы (умные идеи к нам из Женевы приходят), то, я думаю, сейчас HP существовала бы на уровне какой-нибудь средней российской компании, в прошлом же году, как вы знаете, оборот составил 200 млн. долл. - не так уж мало для России.
Правильная модель дистрибуции или неправильная - рынку судить. Мы не стали силовыми методами вводить двухуровневую дистрибуцию, а пришли к ней за 3 года. На сегодняшний день конкуренция пока только улучшает качество производимых дистрибьюторами услуг, качество подачи информации. Каталоги, рассылка, средства электронной связи - все это возникло благодаря конкуренции, а вовсе не из-за эксклюзивности того или иного дистрибьютора.
Тони Лоеб: Я хочу рассказать о нашем сотрудничестве с Московским центром SPARC-технологий (MCST). Этому сотрудничеству с группой профессора Бабаяна уже больше трех лет. Используя их знания, мы создали базу, основу, на которой Sun здесь работает. Мы не только продаем свои продукты на этом рынке, но и эффективно применяем опыт и знания местных специалистов. В MCST работает более 50 человек, специалисты в области развития новых процессоров (после SPARC). У них громадный опыт в области "железа", они создавали "Эльбрус". На сегодняшний день они эксклюзивно прорабатывали наш новый компилятор с Фортрана и являются единственным центром поддержки этих компиляторов во всем мире. Мы сохраняем с ними очень тесные связи.
Эти специалисты активно участвуют в решениях, которые существенно будут влиять на наше общее будущее. Мы время от времени поставляем им наши самые перспективные продукты. Они регулярно посещают наш главный штаб в Калифорнии. Вложения, инвестиции - это деньги. Но то, что компания обращает большое внимание на людей - это тоже инвестиции, и очень важные.
ДА-ДА-НЕТ-ДА, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ВСЕМИРНЫХ КОЛОНИЗАТОРАХ
Сергей Карелов: У большинства западных компаний отношение к рынку очень простое, по принципу "да-да-нет-да", как на голосовании. Является ли этот рынок потенциально емким? "Да" - отвечают западные компании. Является ли он динамичным и быстрорастущим? Снова "да". А вот на вопрос, готовы ли фирмы вкладывать большие деньги, они отвечают "нет". Четвертое "да" в ответ на вопрос, является ли этот рынок очень рискованным, объясняет - почему.
Эстер Дайсон: На Западе, если вы вкладываете в завод, риск существует, если вы вкладываете в обучение - вы инвестируете в сердца людей. Это не зависит от налогов, если у вас есть люди, кадры, клиенты, которые вас уважают, - это более перспективно, чем финансовое инвестирование. Но, к сожалению, нужны также и заводы, а не только обучение.
Сергей Мацоцкий: Я бы хотел в этом вопросе поставить точку. Западные компании в нашей стране существуют на деньги этой страны. И они зарабатывают здесь те деньги, которые мы все создаем. Западные компании должны привнести на наш рынок культуру и сервис. К сожалению, очень часто они не приносят ни того, ни другого. Кто сегодня из серьезных западных компаний позволил бы себе работать в любой западной стране так, как они работают здесь? Никто, никогда и нигде. А здесь позволяют себе.
Степан Пачиков: Не они себе позволяют так здесь работать, а мы им позволяем.
Рубен Герр: Давайте считать деньги. Если фирма в России зарабатывает больше полумиллиона долларов на одного сотрудника, это означает, что она занимается колониальной торговлей. Если она зарабатывает меньше, значит, вкладывает.
Александр Канн: По этой теории получается, что Compaq - не только колонизатор России, но и всемирный колонизатор. Потому что около полутора миллиона долларов на одного сотрудника - это успех компании. Минимизировать количество своих сотрудников - это одно из звеньев успеха фирмы в целом. Плюс к тому Compaq дает возможность партнерам зарабатывать деньги на системной интеграции, дистрибуции, обучении, сервисном обслуживании - эта всемирная стратегия компании, она ничем не отличается в России от западной.
Тони Лоеб: Политика - это искусство возможного. Задача убедить наши компании в том, что делать бизнес в России - это искусство невозможного. Любая западная компания сначала пытается делать здесь то же, что и на Западе, и ждет немедленного результата. А здесь ситуация другая. Таможенные пошлины нужно платить как при ввозе запчастей, так и при вывозе сломанных деталей... Раз это невозможно сделать так, как мы хотим, надо думать, как это сделать. И показать руководству на Западе, что в отсутствие итогов все равно важно вкладывать деньги.
Борис Щербаков: Правильно, ни на одном из рынков так не работают крупные компании, как на российском. Но я бы не стал называть это колонизаторскими замашками. Просто так получается. Мы открыли собственные сервисные центры в Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, а им делать нечего там. Ребята без работы болтаются - инсталлированная база маленькая.
СКОЛЬКО ФИРМ, СТОЛЬКО И ПРОГНОЗОВ
Эстер Дайсон: В США у многих фирм и инвесторов очень короткий взгляд на время. Они хотят каждый квартал получать прибыли. Моя и ваша задача - объяснить им, что надо вкладывать надолго. Мне кажется, что местный рынок компьютеров зависит не только от инвестиций Запада, больше он зависит от инвестиций российских. Если фирма представляет собой ценность - деньги найдутся.
Тони Лоеб: Президент Рузвельт во время большой депрессии в Америке сказал, что единственное, чего можно бояться - это страха. Я думаю, что именно в данный момент это очень важно.
Александр Канн: Основной прогноз - это в высшей степени неопределенность.
Борис Щербаков: Если в большинстве стран прогноз рисуется по линейке, то у меня прогноз - синусоидальный. Синусоида плюс Х. Никакого линеарного процесса. Россия.
Сергей Карелов: Сколько фирм, столько и прогнозов. У Silicon Graphics прогноз оптимистический. Более того, Silicon Graphics утвердила на пять лет вперед схему инвестиций в России. Это очень важно, поверьте.
Игорь АЛЬТШУЛЕР (Н.Новгород)
Надо помнить, что все всегда меняется и что хорошая на сегодня стратегия должна быть изменена завтра. Люди, которые хотят найти правильную стратегию, всегда опаздывают.
Эстер Дайсон