3 сентября молодая российская фирма "Кирилл и Мефодий" представила журналистам, собравшимся в Центральном Доме ученых, свой первый мультимедиа-продукт - "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия". Он базируется на "Большом энциклопедическом словаре", выпущенном издательством "Большая российская энциклопедия" в 1991 г., при этом его данные были в 1995 - 1996 годах скорректированы. В этот диск вошли 85 тыс. статей, текст сопровождает 6000 слайдов, 75 видео- и анимационных фрагментов, 200 интерактивных географических карт и один час звукового сопровождения (100 фрагментов).
Один из рабочих экранов электронной энциклопедии
Тираж диска (10 тысяч копий печатаются в Великобритании) появится в Москве после 15 сентября. Розничная цена $55 - не так много за диск, вмещающий 12 томов энциклопедического словаря. Кроме того, фирмой создается служба технического сопровождения пользователей, и самое привлекательное - возможность ежегодно по цене $5 получать обновленные версии продукта. Первая такая версия ожидается в феврале.
Коробки в России делать уже научились
Директор и главный редактор издательства "Большая российская энциклопедия" Александр Павлович Горкин отметил, что бумажная версия "Большого энциклопедического словаря", издающегося по указу Б. Н. Ельцина, выйдет в 1997 г. Статьи в нем будут максимально объективны. "Чем конъюнктурнее издание, тем меньше оно живет", - заявил он. С этим нельзя не согласиться. По мнению г-на Горкина, книга не будет конкурировать с представленным продуктом, так как имеет множество атрибутов (цвет, вес, запах и т. д.), отсутствующих у компакт-диска. Тем не менее в дальнейшем издательство планирует само выпускать мультимедиа-продукты, базирующиеся на имеющихся у него громадных интеллектуальных запасах. За годы своего существования издательство выпустило около 700 различных книг.
Для продвижения своего продукта 29 августа фирмой "Кирилл и Мефодий" было подписано дистрибуторское соглашение с фирмой RSI, а маркетинговую компанию будет вести рекламное агентство Union Publisher, работающее с холдингом R-Style. По словам генерального директора RSI Василия Васина, то, что такой продукт впервые появился в ассортименте его компании, определили в первую очередь качество "Большой энциклопедии", номенклатура планируемой продукции партнера и планируемая рекламная кампания. RSI считает, что уже до конца года продукт будет бестселлером на рынке.
Фирма "Кирилл и Мефодий" образована в июле прошлого года. Сейчас в ее штате 42 человека. Направление деятельности выпуск энциклопедий на CD-ROM и научно-познавательных изданий для широкого круга пользователей. На презентации было объявлено о четырех продуктах из 20, готовящихся фирмой. Это - "Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия", "Домашняя энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия" и "Энциклопедия персонального компьютера Кирилла и Мефодия". (Как мы видим, ментальное уважение народа к именам Кирилл и Мефодий эксплуатируется в полной мере. Так как эти слова в названиях даны без кавычек, то их вполне можно понимать буквально.)
Алексей Локотков, генеральный директор фирмы "Кирилл и Мефодий", отметил, что особое значение придавалось лицензионной чистоте продукта. Авторские права были приобретены у всех правообладателей. На традиционный вопрос о пиратах, он уверенно ответил: "Конфискуем!". (На лицах некоторых журналистов при этом появилась тень сомнения, но они промолчали.) Как известно, недавняя грандиозная облава на Митинском радиорынке привела к тому, что через полчаса пиратские диски появились снова, но уже по цене в три раза дороже. Но чем черт не шутит.
Появление "Большой энциклопедии" на компакт-диске заставило меня вспомнить одну из своих статей, посвященную сравнению технократического и неортодоксального направлений развития медицины и опубликованную лет 10 назад. (Тема была не случайной, а навеяна тогдашней активной работой над проектом "Программы электронизации здравоохранения стран - членов СЭВ".) Суть в следующем: тысячелетия человечеством отрабатывались в основном статические способы передачи информации - тексты и рисунки. И здесь накоплен громадный арсенал изобразительных средств. С конца прошлого века начали развиваться динамические средства представления информации: радио и кинематография. Их недостаток - принудительный темп восприятия, неизменяемость сюжетов, плохая интеграция с печатным текстом. С момента появления персональных компьютеров стало понятно, что начинается эпоха интегрального представления информации, а развитие сети Интернет и средств мультимедиа обеспечивает его техническую базу. В новой информационной среде потребуются совершенно другие продукты, но их прообразы уже зримы.
С фирмой "Кирилл и Мефодий" можно связаться по телефону:
(095) 903-6535; RSI - 401-3917.
Эдуард Пройдаков