ИСТОРИЯ С ОБЛОЖКИ

 

Обналичив фишки, выигранные за зеленым столом Internet, корпорация Netscape Communications держит курс туда, где высокие ставки,  -  в область корпоративных сетей, в intranet.

 

Талисман Netscape, как хамелеон, на ходу меняет цвета, и так же стремительно компания выпускает новое и новое ПО. Такие трансформации очень рискованны, особенно если учесть, что компания набрала силу именно на подъеме Internet, где знак "N" ее браузера встречается столь же часто, как в других местах  -  логотип Microsoft Windows.

 

Но если спросить, что думает о рынке браузеров Марк Андриссен, старший вице-президент Netscape по технологии, он выразит позицию компании примерно так: "Там нельзя потерять или завоевать рынок, потому что там нет рынка".

 

Основная цель компании  -  с помощью intranet добраться до бюджетов подразделений ИТ, считают ее руководители. Им уже удалось убедить 92 компании из списка Fortune 100 внедрить у себя "легкие" intranet-приложения на основе клиентских и серверных продуктов Netscape. В результате корпорация Netscape вошла в предназначенный для руководителей подразделений ИТ краткий список провайдеров решений для intranet наряду с такими корпорациями-ветеранами, как IBM, Microsoft, Oracle, Novell и другие.

 

"Мы стремимся туда, где к 2000 г. будет рынок с оборотом в 10 млрд. долл.,  -  заявил Джеймс Барксдейл, президент и исполнительный директор Netscape.  -  Мы хотим завладеть значительной частью его, и для этого у нас осталось всего 38 месяцев".

 

Но, в отличие от программной индустрии, далеко не все компании из списка Fortune 100 спешат в головокружительную "эру Internet".

 

Неуверенность в зрелости технологий на базе World Wide Web заставляет корпорации крайне осторожно внедрять intranet-приложения, основанные на транзакциях. В отличие от Internet, где продукты распространяются молниеносно  -  а с ними и соответствующие технологические огрехи,  -  корпоративные компьютерные привычки построены на таких добродетелях, как постоянство, надежность и расширяемость. Хотя Netscape победила в первой части баталии, ей еще предстоит убедить многих, кто торгует ИТ, в выгоде долгосрочных вложений.

 

"Netscape  -  это команда умных людей, и я уверен, что они реализуют свои планы, но мы намерены с осторожностью подходить к внедрению приложений, закладывающих фундамент всей технологии,  -  считает Джеймс Саттер, вице-президент и главный менеджер отдела ИС корпорации Rockwell International (Сил-Бич, шт. Калифорния).  -  Пять лет назад поставщики клиент-серверных решений много наобещали, размахивая флагом открытых систем, но обещания остались невыполненными".

 

Rockwell, широко использующая серверное ПО и браузеры Netscape в intranet, не одинока в своих сомнениях. Тех же взглядов придерживаются и руководители по ИС компаний Eli Lily and Co, Shell Oil, Combe, Chevron, Coopers & Lybrand и других.

 

По мере того как эти компании все ближе подходят к внедрению нового поколения intranet-приложений, Netscape теряет свои преимущества перед конкурентами, несмотря на твердые позиции и популярность у пользователей. Опрошенные PC Week менеджеры по ИТ заявили, что не одобряют слепой приверженности к какому-то одному поставщику; их цель  -  внедрить наилучшие приложения. Этот подход  -  результат открытой, основанной на стандартах структурной основы, на которой базируется intranet-технология,  -  и которую всегда пропагандировала Netscape.

 

"Если бы пришлось начинать сейчас, мы пошли бы с Netscape, но ведь мы можем подождать и посмотреть, что предложит Microsoft,  -  сказал Харри Маркопулос, технический специалист в отделе сетей и коммуникаций компании Boston Edison.  -  Уже многие занимаются Intranet, и, имея открытые стандарты, мы сможем сравнивать и комбинировать".

 

Что же обусловило такие колебания в корпоративном сознании, если даже Netscape всего с трехлетним опытом и без сложившихся традиций рассматривается корпорациями как серьезный вариант? Ответ кроется в потоке продуктов и архитектурных новинок Netscape в последние полгода, начиная с выхода в апреле SuitSpot.

 

На конференции своих разработчиков в Нью-Йорке Netscape заявила о намерении обратиться к тем областям, связанным с intranet, где она ощущает слабость: системное управление, доступ к уже существующим данным и технологиям, электронная почта и средства групповой работы.

 

Ожидается, что Netscape выпустит очередную версию Navigator, под кодовым названием Galileo, а также новые версии серверов News и Mail. Кроме того, она стремится ликвидировать еще два пробела в своей производственной программе и осуществить собственный доступ к существующим данным и более тесно интегрировать продукты для системного управления.

 

Выпуск Galileo и новых версий серверов News и Mail стал первым заметным результатом покупки корпорации Collabra Software, который показывает, что Netscape намерена сыграть важную роль на рынке корпоративных приложений.

 

Описывая Galileo, Андриссен почти не касался просмотра Web. Он сконцентрировал внимание на повышенной функциональности электронной почты и групповой работы, назвав это ПО продуктивным пакетом. "Для нас это  -  прорыв",  -  подчеркнул он.

 

Еще одна ключевая часть стратегии Netscape  -  базовый набор интерфейсов прикладного программирования и библиотек классов под названием Netscape ONE (Open Network Environment) для построения нового вида intranet-приложений, ориентированных на транзакции. Заключив со множеством поставщиков оборудования и системных интеграторов соглашения о создании AppFoundry, компания выпустила в сентябре демонстрационный набор этих приложений.

 

Анализируя эту стратегию Netscape, многие обозреватели считают, что, если компания хочет успешно внедрить именно свое видение технологии intranet, она должна обратить внимание еще на ряд моментов, главный из которых  -  просвещение компьютерного сообщества.

 

"Netscape нужно попасть в личные дневники тех, кто принимает решения на предприятиях, ибо следующая волна приложений будет в два, три, четыре, пять раз сложнее всего, что сделано в intranet на сегодня,  -  считает Чарли Каллахан, вице-президент отделений фирмы Booz Allen & Hamilton в Сан-Франциско.  -  Netscape следует заняться миссионерством".

 

Администрирование систем, доступ к имеющимся данным и технологиям, собственные интерфейсы к приложениям и гарантии того, что intranet-приложения смогут быть расширены для поддержки в масштабе всего предприятия,  -  вот те области, на которые надо обратить внимание.

 

"То, что предлагается сегодня, годится для компании, только-только вводящей у себя intranet,  -  считает Филипп Де Лорель, Unix-администратор и Web-менеджер в фирме Chevron (Ла-Хабра, шт. Калифорния).  -  Но для организации вроде нас, где уже накоплено множество данных, важно найти способ навести мосты между существующими фрагментами... так как мы не намерены что-либо заменять, если оно у нас уже есть и прекрасно работает".

 

Netscape учитывает эти проблемы. К ее чести, она уже сформировала несколько стратегических союзов  -  от договоров касательно СУБД с корпорациями Informix и Oracle до соглашений о поддержке и управлении с компанией Hewlett-Packard.

 

С такими серьезными партнерами, как IBM, Oracle и Sun Microsystems Netscape ведет тонкую игру для соблюдения общих интересов, так как эти компании предлагают собственные решения для сетей intranet.

 

Netscape уделяет все меньше внимания битвам на рынке браузеров, но все же это не та область, которую компания может себе позволить отдать Microsoft. Как подчеркивают аналитики, чтобы создать законченную, полностью функциональную платформу, Netscape, нужны пользователи, которые сейчас запускают приложения под управлением Navigator или SuiteSpot.

 

Хотя представители компании говорят, что рады продать корпорациям даже только серверные решения, они понимают, что те, кто не используют браузеры Netscape, не смогут воспользоваться всеми преимуществами серверной платформы компании.

 

"Мы не собираемся принуждать корпорации или купить SuitSpot полностью, или вообще ничего,  -  сказал Эрик Ханн, старший вице-президент Netscape по корпоративным технологиям.  -  Однако чем больше клиенты приобретут, тем лучше они смогут использовать наши продукты".

 

Некоторые корпорации, применяющие Navigator, поглядывают в сторону InternetExplorer корпорации Microsoft, причем исключительно из-за цены. "Мы поневоле встаем перед выбором: какой смысл покупать Navigator, если браузер Microsoft предлагается бесплатно",  -  сказал Де Лорель.

 

Руководство Netscape рассчитывает, что браузер станет лишь одной частью большого набора инструментальных средств,  -  это будет всячески подчеркиваться при выпуске Galileo.

 

Пока Netscape сражается на два фронта, ей приходится сдерживать инновации, чтобы не слишком превосходить технические потребности корпоративных пользователей, которые развиваются гораздо медленнее. В верхнем эшелоне Netscape уверены, что сейчас SuitSpot  -  это именно то, что нужно.

 

"Все это играет нам на руку, -  сказал Андриссен.  -  Мы по-прежнему будем впереди".

 

МАЙКЛ МЮЛЛЕР

ОЦЕНИВАЯ КОРПОРАЦИЮ NETSCAPE

+-------------------------+-------+-------------------------------------------+

|Предмет                  |Оценка |Комментарий                                |

+-------------------------+-------+-------------------------------------------+

|Технология               |  A-   |Доминирует на рынке браузеров, полный      |

|                         |       |набор серверных продуктов, широкая         |

|                         |       |поддержка инструмента разработки ONE       |

|                         |       |сторонними производителями; должна         |

|                         |       |доказать, что ее продукты масштабируются и |

|                         |       |достаточно надежны для поддержки критичных |

|                         |       |приложений                                 |

+-------------------------+-------+-------------------------------------------+

|Партнерство              |   B   |Важные сделки с Hewlett-Packard, Informix, |

|                         |       |Borland; нужны лучшие связи с поставщиками |

|                         |       |старых приложений и решений по управлению  |

|                         |       |системами; некоторые партнеры критикуют    |

|                         |       |корпорацию за то, что с ней сложно         |

|                         |       |договариваться и она слишком часто занята  |

+-------------------------+-------+-------------------------------------------+

|Работа с менеджерами ИТ  |   I   |Захватила умы многих, но все еще должна    |

|                         |       |убедить менеджеров ИТ, что понимает задачи |

|                         |       |предприятия                                |

+-------------------------+-------+-------------------------------------------+

|Сервис и поддержка       |  C+   |Заключила сделку с НР, по которой та       |

|                         |       |осуществляет поддержку, но пока плохо      |

|                         |       |продвигает ее; нуждается в улучшении       |

|                         |       |партнерства с системными интеграторами     |

+-------------------------+-------+-------------------------------------------+

|Общая оценка             |   B   |Шансы на успех выглядят неплохо            |

+-------------------------+-------+-------------------------------------------+