ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Новый исполнительный директор Sybase Митчелл Кертцман должен как следует настроить все инструменты своей компании и сделать это как можно быстрее
Митчелл Кертцман прославился жизнерадостными песнями типа "Mustang Sally" и "Wild Sing", которые он увлеченно распевал на дружеских встречах представителей компьютерной индустрии. Но теперь новый президент и исполнительный директор фирмы Sybase напевает своим постоянным клиентам совсем другую песню: "Дайте мне еще немного времени".
Он должен как можно быстрее обеспечить прибыль обеспокоенным разработчикам БД и инструментальных средств. Хотя для компьютерной индустрии оборот средств за 9 мес. считается типичным, такой период для Кертцмана, скорее всего, является максимально допустимым. Более чем 2700 клиентов компании Sybase терпеливо относились к ее безуспешным метаниям. Но, по словам Нейла Вайнтраута, предпринимателя, специализирующегося на капиталовложениях, связанных с риском, "если сегодня Sybase не займет заметного места на рынке, то она упустит благоприятную возможность для самореорганизации" и может оказаться объектом для поглощения ее другими компаниями.
Кертцман надеется, что ему удастся вывести Sybase на такое место и спасти компанию, которая в феврале 1995 г. приобрела принадлежавшую ему фирму Powersoft. После того как в июле прошлого года Кертцман принял бразды правления у Марка Хоффмана, бывшего исполнительного директора фирмы, первоочередной целью Митчелла стало снижение издержек. Он добился этого всего за один квартал, сократив затраты настолько резко, что смог добавить в III кв. 600 000 долл. прибыли при доходе 250 млн. долл. Нельзя сказать, что Sybase работает на пустом месте, - она располагает наличностью в 156 млн. долл., но подобная чистая прибыль вряд ли может служить причиной торжества для фирмы, темпы роста которой прежде выражались двузначной цифрой. Более того, доля Sybase на рынке упала и теперь фирма занимает уже не второе, а третье место после Oracle и Informix.
Даже монолитное сообщество клиентов компании Sybase уже начинает давать трещину. "Я оставался приверженцем Sybase, когда она выпустила год назад System 11", - сказал Альберт Джордж, вице-президент по финансовым информационным ресурсам в MCI (Атланта), в которой используются 26 СУБД компании Sybase. Но теперь Джордж составил небольшой список производителей для замены основных финансовых систем MCI, и Sybase в этом списке нет.
Перед Кертцманом стоит серьезный вопрос: сможет ли он увеличить объем продаж и разработать надежное ПО и коммерческие продукты, относящиеся к трем широким рыночным категориям (горизонтальные и вертикальные рынки и Internet), и все это в течение того короткого времени, которым он располагает? И удастся ли ему сделать это в компании, терзаемой потрясениями в сфере культуры производства и упадком духа, да еще и утечкой мозгов в придачу? Компания пострадала от ухода нескольких ключевых руководителей. "Интересно, остался ли у него интеллектуальный капитал, с которым он сможет идти вперед?" - спрашивает Чарльз Филлипс, аналитик из компании Morgan Stanley&Co.
Но 47-летний Кертцман, похоже, не теряет присутствия духа, затевая такую "авантюру". "Это опасный, рискованный бизнес", - утверждает этот честолюбивый уроженец Новой Англии. Он определяет свою миссию простыми словами: "Я должен вернуть Sybase лидирующее положение и уменьшить расходы и сложность распределенных вычислений". Для того чтобы компания могла выполнить эту задачу лучше, Кертцман в первую очередь отказался от плохо продуманных продуктов: интерактивного телевидения и беспроводной передачи сообщений.
Затем он кардинально изменил структуру управления. После сентябрьского перехода Денниса Макэвоя в фирму Verity Кертцман слил группы, занимавшиеся инструментальными средствами и БД, и поставил во главе объединенного коллектива Дэвида Литвака, соучредителя Powersoft. "Мы должны были сыграть на рынке симфонию, а вместо этого исполняли множество джазовых импровизаций и экспромтов", - объяснил Кертцман. Но Sybase нужно было также распространять согласованную рекламную информацию. Поэтому в сентябре Кертцман сменил большую часть торгового персонала фирмы и назначил на должность вице-президента Джона Капобианко из Computer Associates.
Более важным, по крайней мере для 6000 сотрудников Sybase, стало то, что Кертцман "впрыснул сильную дозу" ответственности в существовавший в фирме дух коллективной нетребовательности. Те, кто не соответствовал новым условиям, вынуждены были уйти, или же их увольняли. А от тех, кто остался, ожидалось, что они будут столь же решительными, как и сам Кертцман. В прошлом, по словам Кертцмана, в Sybase слишком много времени тратилось на достижение согласия по небольшому кругу вопросов. "Мой главный принцип в управлении, - пояснил Кертцман, - заключается в том, что мы будем принимать сотню решений, и если пять из них окажутся неверными, мы изменим свое мнение".
Еще слишком рано говорить о том, насколько хорошо будет работать такой крутой подход. Но аналитики и коллеги Кертцмана считают, что если кто-то и сможет изменить дух Sybase, то это именно он. Консервативное лидерство не работает. А Кертцман уже побывал в роли нетрадиционного новатора. В 1988 г. он переориентировал свой скромный бизнес по созданию ПО - фирму Computer Solutions - на инструментальные средства для разработки клиент-серверных систем, проявив при этом дар провидца, и организовал компанию Powersoft. Всего лишь двумя годами позднее он продал Powersoft фирме Sybase за 904 млн. долл.
В наше время, когда исполнительные директора зачастую являются главными рыночными агентами своих компаний, Кертцман представляется человеком, способным лучше всех решить эту задачу. "Где бы он ни был, среди разработчиков ПО или на дружеской вечеринке, он заполняет пространство своим громким голосом, зажигательным смехом и нескончаемым потоком анекдотов. Вот что важно, - рассказал Дональд Депалма, аналитик из Forrester Research. - Если вы пытаетесь конкурировать с такими людьми, как Гейтс и Эллисон, вы не должны проявлять ложную скромность".
А когда Sybase нужно привлечь внимание клиентов, опыт программиста помогает Кертцману глубоко проникнуться нуждами корпоративных разработчиков, даже тех, которые служат в MCI. Скотт Барнс, старший менеджер MCI по маркетинговым системам БД для бизнеса, рассказал, что когда у него возникла проблема с System 11, он позвонил в Sybase и "Кертцман взял это под свой контроль и прислал ко мне специалиста уже на следующий день".
Достаточно ли этого? По словам Джима Пикрела, аналитика из Hambert & Quist, "вопрос все еще остается открытым". Если Кертцман сможет снизить издержки, справиться с сокращением производства, изменить культуру и в то же время увеличить объем продаж, то вполне возможно, что Sybase вернется к прежним темпам роста и снова завоюет второе место на рынке. Если же нет, фирма закончит свой путь на аукционе. А Кертцман вдруг обнаружит, что он напевает песенку "Уже слишком поздно, детка".
Натали Инглер
Натали Инглер - внештатный автор из Кеймбриджа, шт. Массачусетс.