Главный аналитик исследовательской корпорации IDC ( http://www.idcresearch.com ) Фрэнк Генс поделился со специалистами в области ИТ своим видением перспектив развития отрасли в мире в 1997 г.
1. Поиск новых рынков
Продолжающееся уже в течение двух лет подряд снижение темпов роста индустрии ИТ заставит производителей искать новые рынки. По оценкам IDC, продажи ИТ-продуктов и технологий увеличатся в этом году на 12,3%. Это меньше, чем в 1996 г. (14,1%) и в 1995 г. (14,5%). Отрасль выходит из фазы роста, обусловленной распространением ПК в корпорациях, и вступает в фазу стабилизации, которая продлится до тех пор, пока поставщики не откроют новые региональные рынки, новые классы пользователей и приложений. В качестве новых областей применения могут выступать бытовая электроника и малый бизнес, а в качестве перспективных регионов - развивающиеся страны. Пока неясно, смогут ли компьютерные компании завоевать массовый потребительский рынок. Ясно одно: многие - и ведущие поставщики, и новички - должны попытаться это сделать.
Основными направлениями инвестирования станут:
- переоснащение корпораций инструментами для работы c Internet-технологиями, как во внутрикорпоративных intranet-сетях, так и в Web;
- предоставление массовому пользователю простого и удобного доступа в Web, в частности к службам онлайновой торговли;
- усиление инвестиций в развивающиеся страны.
2. Рост продаж ПК сократится наполовину от уровня 1995 г.
Главный фактор роста рынка ИТ последних лет ослабевает. Мировые продажи ПК вырастут на 15,5% и составят 182,5 млрд. долл., что на 20% меньше показателя 1996 г. В дальнейшем эта тенденция сохранится.
Большинство отраслей бизнеса уже насыщено персональными компьютерами. Производителям ПК и элементной базы (включая Intel) предстоит найти новые источники роста. Они должны будут ответить на два основных вопроса:
- как повысить прибыльность потребительского рынка?
- как использовать преимущества низких затрат на торговлю через Web, не потеряв при этом существующие каналы поставок?
Чтобы добиться успеха на массовом потребительском рынке, поставщикам придется упростить свои системы и снизить на них цены. Все это в полной мере относится к Internet-терминалам. Можно выделить три японские компании - Toshiba, Sharp и Fujitsu - с наилучшими перспективами на этом рынке.
3. Поставщики ПК сделают неожиданные ходы
Для повышения прибыльности и увеличения своей доли рынка ведущие поставщики ПК примут в 1997 г. нестандартные решения:
- Intel обратит внимание на устройства доступа в Internet и дешевые потребительские ПК. IDC полагает, что компания вскоре предложит новые технологии, которые позволят производителям ПК снизить на них цены без потери прибыли. Как показал опыт последнего времени, ведущие поставщики ПК не станут долго ждать предложений Intel (например, новое поколение карманных ПК основано на не-Intel’овских процессорах).
- IBM и Compaq, рискуя существующими каналами поставок, откроют в Web виртуальные магазины. У Dell и Gateway уже есть отличный опыт использования этого дешевого канала, Packard Bell также снижает цены, предлагая компьютеры через Web.
4. Internet останется движущей силой развития ИТ в 1997 г.:
- число пользователей Web удвоится и превысит 68 млн.;
- 90% крупных компаний будут иметь собственные коммерческие Web-узлы;
- объем транзакций увеличится в четыре раза, поскольку коммерция в Web будет интенсивно расти.
В этом году сохранится тенденция 1996 г., когда число Web-узлов крупнейших компаний выросло на 135%, пользователей Web - на 115%, а объем транзакций - в пять раз.
5. Вальс "Internet": два шага вперед, один шаг назад
Несмотря на феноменальный рост Сети, ей не избежать некоторых проблем:
- от 15 до 20% пользователей покинут Web (это отражает состояние стабильного развития);
- от 25 до 30% коммерческих узлов Web погибнут. Тем не менее этот показатель лучше, чем примерно 38% в 1995 и 1996 гг.;
- местные провайдеры услуг Internet (ISP) по-прежнему не смогут удовлетворить запросы всех пользователей.
6. Наибольшую выгоду от Internet получат Microsoft и Oracle
В сфере Internet произойдет следующее:
- Microsoft уравняет свою долю рынка браузеров с Netscape и усилит позиции своего Web-сервера;
- несмотря на шумиху вокруг Informix Universal Server, Oracle будет преуспевать благодаря росту числа компаний, подключающих свои БД к Web;
- Dell получит выгоду не только как поставщик, но и как пользователь Web. Эта компания сейчас лидирует по объему продаж через Web и, как ожидается, сохранит свои позиции в 1997 г.;
- Cisco будет на коне благодаря росту инвестиций в intranet и службы доступа в Internet;
- IBM преуспеет, предлагая свои бизнес-решения (ISSC) для Web.
7. Основные направления развития Internet
Современное расширение Internet недостаточно для долговременной подпитки рынка ИТ. Сеть должна быть лучше оснащена для поддержки коммерции и удовлетворения запросов широкого класса пользователей. Поэтому, как ожидается, в 1997 г. будут развиваться:
- коммерческие серверы Internet. Основные поставщики: Microsoft, Open Market и Connect;
- ПО для анализа и управления узлами Web. Ожидается выпуск продуктов, предназначенных для управления содержимым, демографического анализа и рекламы. Среди основных игроков: компании Interse, net.Genesis, Andromedia, Accrue и Vignette;
- технологии "проталкивания" содержимого и ПО, которые обеспечат автоматическую доставку информации, исключив необходимость "охоты" за ней в Web. Свои продукты предложат PointCast, BackWeb, Marimba, Intermind, V-Cast и TIBCO;
- серверы Internet-приложений. Они станут одной из основных точек притяжения инвестиций. Инструменты для Web’ификации бизнес-приложений готовят OneWave, Peoplesoft и Oracle;
- средства разработки на Java, которые наполнят рынок в 1997 г. По сравнению с 1996 г. интерес к ним удвоится. Среди основных поставщиков Java-инструментария: Symantec, DeltaPoint и Art Technology Group.
8. Снижение цен на доступ в Internet тенденции 1997 г. :
- продолжится падение цен на доступ в Internet домашних пользователей (до $10 в месяц к концу года). Этому будет способствовать жесткая конкуренция американских телефонных компаний;
- продолжится перераспределение доли рынка онлайновых провайдеров и ISP в пользу телефонных компаний. Крупнейший онлайновый провайдер - AOL - увеличит свою долю рынка благодаря новой ценовой политике, но и у него наступают трудные времена;
- возможны поглощения онлайновых провайдеров и ISP. Это касается в первую очередь AOL, Netcom и PSI;
- число подписчиков WebTV увеличится до 250 - 350 тыс., а компания войдет в десятку крупнейших американских онлайновых провайдеров и ISP;
- Microsoft продолжит вкладывать деньги в малорентабельную MSN, пытаясь на фоне общего процесса специализации Internet-провайдеров создать интегрированную бизнес-службу, обеспечивающую доступ и предоставляющую содержимое;
- аналоговые модемы останутся главным средством доступа в Internet. Сегодня лишь 1% американских домашних пользователей ПК располагают высокоскоростными модемами и еще 1% подключен к ISDN- и кабельным линиям. к 2000 г. только 16% домашних пользователей в США будут иметь высокоскоростной доступ (включая ISDN-, кабельные, ADSL- и спутниковые линии).
9. Стремление ISP к модернизации вызовет рост продаж сетевого оборудования
Мировые доходы производителей от продаж оборудования для сетей передачи данных в 1997 г. вырастут на 23% и составят 39 млн. долл. Наибольшим спросом будут пользоваться концентраторы удаленного доступа, маршрутизаторы, коммутаторы для глобальных сетей и высокоскоростное оборудование ЛВС для частных внутрикорпоративных сетей.
Этот год будет весьма успешным для компаний Ascend, Cisco и Cascade. Также хорошие шансы у Ipsilon (коммутаторы для глобальных сетей), Sentient (оборудование для глобальных ATM-сетей), White Tree (ATM-коммутаторы), NPI (оборудование 100 Мбит/с Ethernet), Alteon и Rapid City (оборудование Gigabit Ethernet).
10. Корпорации станут шире пользоваться услугами телефонных компаний для доступа в Internet/intranet
С одной стороны, телефонные компании повысят свою долю рынка услуг доступа в Internet, с другой - они будут испытывать трудности, поскольку, по мнению IDC, 1997 г. станет годом "телефонии через Internet". Корпорации будут активно экспериментировать в двух областях:
- передача факсов через Internet, задержки в которой мало влияют на этот вид телефонии. Использование для факсимильной связи Internet вместо общедоступных телефонных сетей позволит компаниям на 1 - 10% снизить затраты на телефонию, в структуре которых на факсы приходится 30%;
- передача голоса через intranet также позволит сэкономить на голосовой связи внутри компании. Отсюда возрастет спрос, например, на голосовые шлюзы для IP-сетей, производимые фирмой Vienna Systems.
Если эксперименты в 1997 г. пройдут успешно, то в последующие годы мы увидим сокращение корпоративного трафика через общедоступные коммутируемые телефонные сети. Поэтому операторы этих сетей будут настоятельно требовать приведения цен на доступ в Internet в соответствие с тарифами телефонных компаний.
А. М.