АВТОГРАФ
Как театр начинается с вешалки, так и фирма начинается со своего рекламного буклета. Буклет фирмы DATAX/FLORIN производит очень приятное впечатление: отличная бумага, современный дизайн, четко изложенное на двух языках содержание. По всему видно, что люди, его создавшие, - молоды, умны, интеллигентны и профессиональны. Кроме того, флористические мотивы, преобладающие в оформлении сего нетипичного продукта рекламной деятельности, позволяли предположить, что это неспроста... Так, с вопроса на тему, совершенно не связанную с компьютерным бизнесом, и началась беседа с генеральным директором фирмы DATAX/FLORIN Михаилом Серебряным. (В беседе принимал участие главный редактор PC Week/RE Эдуард Пройдаков, и самые умные вопросы задавал, конечно же, он).
Михаил Серебрянный
PC Week: Скажите, как называется цветок, изображенный на обложке?
Михаил Серебряный: Это Anaphyllopsis americana, южноамериканское растение из семейства ароидных. Систематикой ароидных я занимался профессионально. Это редкое эндемичное растение стало товарным знаком нашего первого программного продукта, а затем осталось и в логотипе фирмы.
PC Week: Интересно услышать некоторые подробности из истории фирмы...
М. С.: История у нас простая, но не очень традиционная. Фирму мы образовали в 1992 г. Дело было так: еще в 1990 г. мы с моим другом Костей Савовым, оба биологи-систематики по образованию, столкнулись с необходимостью создать серьезную информационную систему в нашей предметной области. Мы много работали и в результате написали первое приложение, маленькое, но серьезное, относящееся к предметной области теоретической ботаники. Назвали его FLORIN. Однако, просиживая по 18 часов в сутки за компьютером, поняли, что долго так не протянем и что нужно работать с профессиональной командой. Когда стали общаться с людьми компьютерного мира, выяснилось, что предлагаемое ими идет в ущерб нашим представлениям о самодостаточности, т. е. они вели себя с нами, как с “ботаниками”, - это слово они выговаривали как-то уничижительно. Мы слегка обиделись и сказали себе: неужели мы не сможем раскрутить все сами? И совершенно без всяких денег, наскребя по карманам 10 тысяч уставного капитала, организовали маленькую фирму. Целью всей этой “суеты вокруг дивана” было дописать FLORIN до конца. Мы стали потихоньку работать, используя возможности Главного ботанического сада, где тогда обитали, и тех организаций, где работали наши друзья. Еще раньше, почувствовав необходимость в серьезном инструментарии для разработки FLORIN, мы обратились к продуктам фирмы Informix Software. Когда создали свою фирму, подписали партнерское соглашение с Informix (это было еще до открытия их московского офиса) и продолжаем успешно сотрудничать с ней и по сей день. В 1992 г. в Москве на Международной конференции по ароидным мы впервые продемонстрировали FLORIN, и эта биологическая информационная система произвела настоящий фурор среди участников конференции. Ученый люд нашу работу высоко оценил: со времен той конференции нашими заказчиками стали университеты, ботанические сады и другие научные организации из Нидерландов, Великобритании, Германии, США, Японии, Австралии, России и стран СНГ.
В том же 1992 г., когда в нашу фирму пришли Михаил Коломейцев, возглавивший отдел программного обеспечения, и Сергей Мелихов, вокруг которого сформировалась системная группа, состав учредителей оформился окончательно. Сейчас в DATAXFLORIN работает 70 человек. Спектр нашей деятельности весьма широк. Направления добавляются по мере необходимости. Например, около полутора лет назад в отделе программного обеспечения выделилась группа быстрых разработок. Мы давно работаем с CASE-средствами фирмы Cayenne Software (ранее она называлась CADRE, а еще раньше Westmount) и хорошо известны как поставщики технологии проектирования. Наша группа быстрых разработок исполняет заказы на приложения всего за 2 - 3 месяца, а пробный сырой вариант информационной системы может быть спроектирован в течение нескольких часов прямо на глазах у заказчика.
Еще одна особенность нашей фирмы: солидную часть ее оборота составляет профессиональный сервис - обучение и техническая поддержка. В самом начале 1994 г. мы создали учебный центр, где повысили свою квалификацию уже более тысячи человек. У нас практически не бывает пустых недель, очередь на курсы расписана на несколько месяцев вперед.
PC Week: Учебный центр организован на базе какого-нибудь вуза?
М. С.: Нет, исключительно своими силами и в помещениях нашего офиса. Недавно нам удалось открыть еще два учебных класса. И все равно продолжают поступать предложения такого рода: дескать, давайте, мы заплатим вам побольше, а вы обучите нас без очереди. Мы заботимся о тщательном подборе преподавательского состава, поэтому курсы читают классные специалисты в области системного администрирования, структурного или объектно-ориентированного программирования.
PC Week: На компьютерном рынке имя DATAX/FLORIN покрыто этаким флером таинственности. Многие абсолютно уверены, что это - зарубежная фирма...
М. С.: Видимо, свою роль сыграло то, что наша первая разработка - FLORIN - стала широко продаваться за рубежом. Произошло это по вполне понятным причинам, и, думаю, нет смысла особо распространяться о нищете наших научных и природоохранных учреждений...
PC Week: Ваша методология работы с заказчиками?
М. С.: Мы всегда исходим из пожеланий заказчика и всегда готовы представить ему своих аналитиков для предпроектного обследования. На какой аппаратной платформе остановится заказчик - для нас несущественно: мы рекомендуем решение, подходящее ему по деньгам и способное обеспечить необходимую в дальнейшем масштабируемость.
PC Week: Мне, человеку, знакомому с компьютерным бизнесом крайне поверхностно, тем не менее кажется, что в этой сфере отталкивание локтями - в порядке вещей.
М. С.: Это не наш метод. Мы не стараемся продать как можно больше коробочного софта и “железа”. Мы, как правило, проектируем информационную систему заказчика до уровня прототипа. Т. е. продаем технологию, которую заказчики сами дальше развивают. Таким образом, они остаются нашими друзьями и в нужный момент всегда обращаются к нам за помощью.
Вообще, рынок за последнее время сильно изменился. Если в первые годы можно было продавать товар и никого не заботило, что будет с ним дальше, то теперь уже никому так вольно гулять не дают. Сейчас никто не хочет покупать "железо" и софт без корректного технического сопровождения и обучения специалистов, которые будут со всем этим работать. Поэтому наш подход - предпочтительнее. Например, в Центробанке используемые нами CASE-средства приняты в качестве стандарта для разработок. Кстати, мы появились в ЦБ не по знакомству, к нам обратились из-за того, что некому было поддерживать продукты Informix и CASE-средства.
Эти продукты нуждаются в качественной поддержке, поэтому выбор пал на нас и уж потом образовался круг работ, с одной стороны, связанный с Unix’ом вообще, т. е. мы - основные поставщики SCO Unix, сетевого программного обеспечения и наших системных продуктов, а с другой стороны, мы участвуем в разработке стандартов на проектирование. Мне кажется, если заказчики поймут необходимость единой системы проектирования в сфере банковских приложений - произойдет колоссальный скачок за очень короткое время.
Например, в банке “Менатеп”, где мы серьезно работаем, унификация приложений уже проведена и сотрудники получили возможность не делать дважды одну и ту же работу. Это уже кое-что... Сбербанк проводит сейчас компанию стандартизации, сурово насаждая одно и то же приложение по всем своим отделениям. 600 отделений такую стандартизацию уже прошли.
PC Week: Как вы работаете в регионах?
М. С.: Более 20 реселлеров торгуют нашим программным обеспечением в разных регионах. Надежные партнеры в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. В этом году мы открыли свое представительство в Белоруссии. У нас очень хорошие клиенты в Казахстане, там мы создаем крупную информационную систему для “Астана-Холдинг”. Начинают поступать заказы от компаний, которые прежде и не думали внедрять у себя информационные системы. Сейчас мы заняты разработкой небольшой intranet-системы для сети оптовых продовольственных рынков.
PC Week: У вас есть западные представительства?
М. С.: Да, в Голландии, Германии и Америке. В Голландии, как известно, растениеводство - ведущая индустрия страны, и FLORIN там продается очень хорошо. Сейчас мы стараемся усилить голландский офис, разворачиваем проекты с двумя организациями, аналогичными нашим сортоиспытательным станциям. В Америке охотно покупают наши кириллизаторы. В Германии офис выполняет в основном представительские функции.
PC Week: Меня все время убеждают, что в Москве постоянная нехватка программистов. Вы с этим согласны?
М. С.: В Москве не хватает квалифицированных программистов. Проблема очевидна. В России отношение к программированию осталось на уровне первых быстреньких маленьких поделок: сделать и не думать, что с ними будет дальше. Продать максимальное количество лицензий и забыть навеки. Такая тенденция существует и сейчас. В результате получается программист на Си, программист на Visual Basic, программист не знаю еще на чем... Эти люди - хорошие инструменталисты, они пишут быстро и хорошо, но не представляют, как делаются большие приложения.
Поэтому приходится либо тратить средства и силы на их переучивание, либо искать где-то квалифицированных специалистов, стиль работы которых отвечает направлению деятельности фирмы. Мы приглашаем к себе в коллектив приглянувшихся нам ребят прямо со студенческой скамьи. Сейчас у нас в системной группе двое сотрудников - студенты ВМК МГУ. А в основном специалисты нашего отдела программного обеспечения - это люди, имеющие опыт работы в сложных многолетних проектах.
PC Week: Как вы решаете кадровые вопросы?
М. С.: Они нас не особенно тяготят... У нас принято деление по проектам и по группам. В каждой группе свой руководитель, который оценивает возможности сотрудников. В работе люди общаются очень плотно, и сразу же становится понятно, кто чего хочет и кто что может. Я горжусь тем, что у нас практически нет текучести кадров. Если и есть, то в сфере, не имеющей прямого отношения к профилю фирмы. Например, у нас несчастливое место младшего бухгалтера. Еще, как и во многих других фирмах, большая проблема с грамотными техническими писателями.
А что касается стиля руководства, у нас все просто: жесткий принцип “сделал - не сделал”. Сотрудник получает задание только один раз, и его невыполнение жестко наказывается финансовыми мерами. Иначе мы работать не можем, потому что у нас нет внешних источников финансирования. Когда мы инвестируем какой-то проект, то это - с кровью вырванный кусок из оборота фирмы. Отсюда следует, что завершить проект мы должны как можно быстрее и эффективнее. Поэтому к тем, кто к нам приходит, мы предъявляем высокие требования.
Беседа с Михаилом Серебряным длилась более часа. За кадром, то бишь на магнитофонной ленте, осталось много интересных тем, касающихся не только направлений работы фирмы, но и разных аспектов компьютерного бизнеса, в том числе развития отечественного софта - тут, естественно, прозвучало, что “за державу обидно”. Потом нас пригласили пить чай и познакомили с сотрудниками. Действительно - все молоды, все остроумны, раскованны. Сотрудники дружески подтрунивали над шефом, который все-таки добился того, что народ усвоил, что бамбук - это трава, а не дерево. Даже невооруженным глазом было видно, что микроклимат в этой фирме с длинным импортным названием очень даже нормальный. Напоследок я задала еще один вопрос.
PC Week: Собираетесь ли вы продолжить занятия наукой?
М. С.: Обязательно. В систематике растений у меня есть определенные амбиции и, хотя времени катастрофически не хватает, научную работу продолжать буду, даже за счет отпуска.
Беседу вела Ирина Владимирова
В результате выполнения исследований по систематике растений появилась компьютерная фирма Florin