Вспоминая настроения, царившие в штаб-квартире Novell весной прошлого года во время международной встречи разработчиков BrainShare’96 (см. PC Week/re, №15/96, с. 10), я заметила одно отличие. Прошлой весной с уст всех специалистов Novell и участников конференции не сходило слово "Microsoft". Эта корпорация упоминалась очень часто: и в вопросах, задаваемых на семинарах, и в шутках, с помощью которых будоражили уставшую на заседаниях публику. Это даже производило впечатление какой-то излишней нервозности. На нынешней встрече образ Microsoft уже не был столь раздражающим.
С чем это связано? Я задала ряд вопросов Глену Рикарту, человеку, определяющему "технологическое будущее" Novell. До прихода в фирму он работал в области компьютерных наук в Университете штата Мэриленд и в небезызвестном агентстве ARPA (Advanced Research Projects Agency) Министерства обороны США, занимающемся перспективными разработками в области вычислительных сетей.
Глен Рикарт - человек,
определяющий "технологическое
будущее" фирмы Novell
PC Week: Как Вы думаете, борьба между конкурирующими ОС сейчас идет в области технического совершенства или маркетинга?
Глен Рикарт: Существует мнение, что Билл Гейтс - маркетинговый гений, и я абсолютно согласен с этим. Я признаю, что Novell, скажем так, недостаточно уделяла внимания маркетингу. Вы скажете, что я говорю "непатриотично"? Ничуть. В бизнесе всегда существовало два возможных пути развития: вкладывать деньги и усилия либо в разработку технически совершенных продуктов, либо в "раскручивание" торговой марки. До недавнего времени оба эти пути вели приблизительно к одинаковым результатам. Как Вы, очевидно, догадываетесь, Novell придерживалась первого пути, Microsoft - второго. На мой взгляд, особенность нынешнего состояния рынка заключается в том, что исповедовать первый путь в чистом виде невозможно (хотя я знаю некоторые фирмы, которые продолжают эту тактику).
PC Week: Вы думаете, что эти фирмы не смогут успешно развиваться?
Г. Р.: Смогут, но при условии, что они работают в очень узкой нише и их продукты предназначены только для специалистов. Novell уже вышла за рамки такой ниши. По данным исследовательской корпорации IDC, к концу 1996 г. в мире было установлено более 3 млн. сетей Novell, объединяющих приблизительно 60 млн. пользователей, у нас свыше 25 000 VAR-реселлеров и более 150 дистрибьюторов во всем мире. Поддержка и развитие такой громадной структуры в условиях жесткой конкуренции требует особых маркетинговых усилий по взаимодействию с партнерами.
PC Week: Почему Вы решили заняться рынком малого бизнеса?
Г. Р.: Информатизация общества происходит с потрясающей скоростью. Буквально в течение нескольких лет сетевые технологии перестали быть уделом высококвалифицированных специалистов из крупных корпораций и уже заявляют свои права на малый и домашний бизнес. Мы уже выпустили на рынок специальную версию ПО IntranetWare for Small Business (IWSB), предназначенную именно для малого бизнеса.
PC Week: Как долго и какими силами разрабатывалась IWSB?
Г. Р.: В ее создании с марта 1996 г. участвовало 60 человек.
PC Week: Малый и домашний бизнес - это новый для Novell рынок, где традиционно сильны позиции Microsoft. На что Вы рассчитываете, выходя на него?
Г. Р.: На тот рынок, о котором мы говорим, еще никто из производителей сетевых ОС не вышел, кроме нас. Если Вы имеете в виду Windows NT, то сама корпорация Microsoft позиционирует ее как корпоративную платформу. Существенное различие заключается в том, что NT ориентирована на управление сетью, а IWSB - на управление информационными структурами на базе Internet.
Никто, кроме нас, не предлагает сегодня сетевую платформу, отвечающую по стоимости, легкости поддержки и количеству функций уровню небольшой фирмы (до 25 пользователей). Система установки и сетевого администрирования ISWB не требует специальных знаний. Это - один из главных наших козырей. Следовательно, успех на этом рынке будет зависеть только от нашей расторопности.
PC Week: Какова будет маркетинговая политика фирмы при завоевании нового рынка?
Г. Р.: Наше имя должно быть на слуху у всех, работающих в различных областях бизнеса. Планируется широкая рекламная кампания, причем акценты будут смещены в сторону неспециализированных средств массовой информации.
PC Week: Какова цена продукта?
Г. Р.: ПО IWSB с лицензией на один сервер и пять пользователей стоит $895, за лицензию на каждого дополнительного пользователя надо доплатить $65. По специальным ценам можно сделать апгрейд с ОС NetWare 2.x и 3.x (т. е. с основанных на системной таблице bindery старых версий ОС на IntranetWare, в основе которой лежит NDS) либо с простейшей одноранговой сети, не имеющей выделенного сервера.
PC Week: Если продукт предназначен для неподготовленных администраторов (непривычно звучит!), то важное значение приобретает локализация ПО. Системные администраторы во всем мире неплохо владеют английским языком, а для так называемых конечных администраторов это может оказаться проблемой. Будете ли Вы заниматься локализацией IWSB?
Г. Р.: Самая первая версия ПО IWSB вышла на шести языках: английском, немецком, испанском, французском, итальянском и португальском. Идет подготовка других локальных версий, в этой работе мы стремимся сотрудничать с нашими региональными представительствами.
PC Week: Не снизится ли потребность в сертифицированных инженерах Novell (CNE) в условиях завоевания рынка системами с упрощенным администрированием, т. е. ориентированными на конечного пользователя?
Г. Р.: Думаю, что нет. Куда идут современные сетевые платформы: по пути упрощения или усложнения? Для пользователя они упрощаются, для разработчиков и службы технической поддержки - усложняются. Кроме того, следует помнить, что упрощенное администрирование предназначенно лишь для малых сетей с простой структурой. Как только организация перерастет уровень одного сервера с 25 пользователями, она сможет перейти на полнофункциональную версию IntranetWare, поддержка которой пока по плечу только специалисту.
PC Week: Собирается ли фирма Novell расширять возможности IWSB?
Г. Р.: Планируется выпуск клиента для платформы Macintosh, а также встраивание средств компьютерной телефонии, разработанных фирмой NetPhone.