РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Проверенная временем и подкрепленная стандартами, эта технология вовсе не собирается испускать дух.
Более того, на многих узлах она может дать фору своему молодому и многообещающему сопернику - АТМ
Слухи о кончине FDDI оказались сильно преувеличенными, чему имеется много доказательств. Вот лишь некоторые из них. По оценкам корпорации Digital Equipment (Мейнард, шт. Массачусетс), в нынешнем году FDDI-продукты по уровню продаж по-прежнему будут опережать семейство АТМ. Компании, изучающие рынок, предсказывают дальнейшее увеличение объема продаж FDDI-продуктов. Продолжают появляться все новые FDDI-устройства, например недавно выпущенный фирмой Bay Networks коммутатор Baystack 28200 для согласования сетей Ethernet с FDDI. И наконец, в этом году должны завершиться такие гигантские проекты на базе FDDI, как создаваемая НАСА сеть обработки спутниковых данных.
Совершенно очевидно, что переход на АТМ неизбежен, однако в ближайшей перспективе позиции FDDI будут, как и раньше, оставаться неприступными.
"К удивлению многих наблюдателей, FDDI отнюдь не становится технологией вчерашнего дня, - утверждает Дейв Кьютилек, директор модульных систем фирмы Bay Networks (Санта-Клара, шт. Калифорния). - Этот сегмент рынка будет развиваться и в дальнейшем, потому что здесь мы имеем дело с проверенной временем и подкрепленной стандартами технологией, которая вполне справляется со своими задачами. Конечно же, в отдаленной перспективе основной передающей средой станет АТМ, но сегодня многие наши клиенты не испытывают особого желания связываться с ней. Они чувствуют себя гораздо комфортнее со старой доброй FDDI, которую к тому же поддерживают многие производители".
Кроме того, эта традиционная технология отличается высокой производительностью и предлагает богатый набор функций управления.
"Перед разработчиками FDDI стояла четкая задача: обеспечить обработку больших объемов трафика, - подчеркивает Крис Коннор, менеджер продукции корпорации 3Com (Санта-Клара, шт. Калифорния), отвечающий за выпуск высокоскоростных коммутаторов LANPlex 6000. - Эта технология способна гарантировать заданное время отклика даже при загрузке сети на 99%. Разработчикам удалось решить и другую задачу - сделать систему хорошо управляемой. Ни Ethernet, ни АТМ, ни даже Token-Ring не могут сравниться по этому показателю с FDDI".
СТАРАЯ НАДЕЖНАЯ FDDI
Технология FDDI обладает высокой отказоустойчивостью. В случае сбоя она позволяет практически мгновенно восстанавливать функционирование сети.
За спиной FDDI долгие годы надежной работы, что также заставляет многих пользователей воздержаться от перехода на АТМ.
"Рынок пока не может предложить достаточного количества приложений для АТМ, да и сама эта технология все еще не готова для массового внедрения", - считает Вирджил Палмер, менеджер фирмы Air Products and Chemical (Аллентаун, шт. Пенсильвания).
Здесь FDDI используется в качестве первичной передающей среды. В штаб-квартире этой химической фирмы организовано 32 кольца сети, обслуживающих 9 тыс. подключенных к ним узлов. Связь между кольцами осуществляется с помощью системы Gigaswitch/ FDDI корпорации Digital, а также FDDI-коммутаторов LANPlex 6000 и LANPlex 2500 корпорации 3Com.
По словам Коннора, компании, подобные Air Products, не собираются переходить на АТМ, пока новая технология не достигнет зрелости. "FDDI наиболее приемлема для фирм с бурно развивающимися сетями, которым необходима высокоскоростная передающая среда, - считает он. - Пройдя через трудности освоения этой технологии, они уже не мыслят своего существования без ее отказоустойчивости и возможностей управления... Торговые компании с Уолл-стрит, да и многие другие продолжают развивать свои FDDI-структуры и не собираются отказываться от них в пользу АТМ".
Нежелание потребителя переходить на АТМ главная причина, побудившая Bay Networks выпустить новые коммутаторы для сетей FDDI.
"Конечно, мы могли бы наводнить рынок АТМ-устройствами, но какова была бы реакция наших клиентов? - задается вопросом Кьютилек. - Скорее всего, мы бы услышали, что это превосходно, но не для них. Многие потребители до сих пор используют большие серверы приложений и файловые серверы на базе FDDI. Найти для них АТМ-платы или АТМ-драйверы практически невозможно, поэтому при развертывании коммутируемых сетей по-прежнему ощущается острая необходимость в FDDI".
НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ И ОБ АТМ
Внедрением АТМ занялись те компании, которые считают свои сети стратегически важными для бизнеса. "Как правило, новую технологию выбирают энтузиасты, имеющие долгосрочный план развития сети и ясно представляющие конечный результат, - замечает Питер Данбек, директор по магистральным сетям корпорации Digital. - В их замыслах находится место и для мультимедийных приложений, и для передачи сетевых данных в реальном времени". И добавляет, что внедрение АТМ - постепенный, многоступенчатый процесс.
В других случаях новая технология рассматривается как средство обеспечения требуемой производительности сети.
Вот что сказал по этому поводу Лу Мартинаж, менеджер по маркетингу продукции фирмы Newbridge Networks (Херндон, шт. Виргиния): "Сегодня покупатели уделяют все больше внимания управлению сетью и ее пропускной способности. А обеспечивает все это не столько FDDI, сколько вся инфраструктура маршрутизации".
АТМ имеет множество преимуществ перед соперничающими с ней протоколами, тогда как технологии FDDI, разработанной 10 лет назад, присущ ряд недостатков.
Майк Зок, главный сетевой архитектор фирмы Fore Systems (Уоррендейл, шт. Пенсильвания), напомнил еще об одной проблеме, подстерегающей администраторов при оптимизации FDDI-сетей. Выбирая время циркуляции маркеров, им зачастую приходится решать, чему отдать предпочтение: обработке больших объемов трафика или обеспечению максимальной точности передаваемой информации. Для АТМ такой проблемы не существует, так как новая технология предоставляет обе возможности одновременно.
В технологии FDDI есть еще один недостаток: при подключении нового узла приходится выделять для него часть пропускной способности общей 100 Мбит/с магистрали. В АТМ, отметил Зок, дело обстоит иначе: добавляя в сеть новый коммутатор, вы только повышаете скорость передачи данных.
И наконец, АТМ превосходит своего старшего собрата по суммарной производительности. Ее 155 Мбит/с магистраль является дуплексной, тогда как FDDI может предложить лишь симплексный канал с пропускной способностью 100 Мбит/с. Нельзя также не отметить, что ряд крупных производителей, и среди них Fore Systems, планируют уже в этом году приступить к выпуску новых продуктов для 2,5 Гб/с АТМ.
Преимущества АТМ
Сама структура АТМ-сетей обеспечивает гораздо большую пропускную способность, чем кольца FDDI. "При использовании АТМ передать сообщение из одной точки в другую можно по множеству различных путей, - пояснил Зок. - В ответ на ваш запрос система выбирает тот из них, по которому в данный момент информация может быть передана с наибольшей скоростью".
Кроме того, АТМ можно использовать не только в локальных, но и в глобальных сетях, тогда как FDDI находит применение, как правило, только в ЛВС. "Благодаря возможности подключения к глобальной сети технология АТМ может быть использована для таких целей, как удаленное обучение, передача видеоизображений и рентгеновских снимков", - убежден Ашок Маданахали, менеджер по маркетингу из Fore Systems. По его словам, на каждые два выпускаемые этой фирмой устройства для FDDI-магистралей приходится восемь продуктов для АТМ. В большинстве случаев покупатели встраивают АТМ в уже развернутую передающую среду FDDI.
Масштабируемая архитектура АТМ весьма привлекательна и для тех, кто хочет наилучшим образом защитить свои капиталовложения. Вот мнение Рона Нэша, директора по развитию рынка АТМ из фирмы Madge Networks (Сан-Хосе, шт. Калифорния): "АТМ - технология дуплексная, уже сегодня она позволяет достичь скорости 622 Мбит/с... А это представляется очень важным с точки зрения защиты вложенных средств".
Но одно из достоинств новой технологии, а именно использование ячеек вместо кадров, может оказаться препятствием на пути ее развертывания. "Переход на ячеечную архитектуру дал возможность передавать голос и данные, имеющие один уровень приоритета, сплошным потоком. Но в ходе преобразования кадров в ячейки возникают дополнительные проблемы, отпугивающие некоторых пользователей", - отметил Кьютилек из Bay Networks.
Есть еще один нюанс: в сетях, где требуется эмуляция ЛВС, невозможно в полной мере обеспечить гарантированное качество обслуживания, свойственное АТМ.
"Чтобы достичь успеха, новые продукты должны быть быстрее, дешевле и проще, чем их предшественники, - подчеркнул Трент Уотерхаус, менеджер программы ЛВС-коммутации фирмы Cabletron Systems (Рочестер, шт. Нью-Гэмпшир). - Если сравнить FDDI с АТМ, то окажется, что последняя быстрее и во много раз дешевле, но очень сложна, чем отпугивает многих пользователей, и они не желают вкладывать в нее деньги".
По словам Уотерхауса, в соответствии со стандартами LAN-эмуляции АТМ воспринимается как обычный "тонкий" коаксиальный Ethernet, что не позволяет воспользоваться всеми преимуществами гарантированного качества обслуживания, присущими АТМ.
Сейчас новая технология находится в стадии развития, в силу чего ей пока не хватает некоторых компонентов. "Уже существуют новые стандарты для АТМ, которые еще не нашли воплощения в продуктах, например голосовая телефония поверх ATM, - отметил Сесил Кристи, менеджер АТМ-продукции фирмы Cisco Systems (Сан-Хосе, шт. Калифорния). Конечно, сегодня АТМ способна выполнять свою основную задачу, но по уровню развития она несопоставима с FDDI. Большинство потенциальных пользователей, желающих получить зрелую технологию, пока выжидают. Они хотят посмотреть, как дела пойдут дальше".
Кристина Б. Салливан
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА FDDI
- Передача данных со скоростью 100 Мбит/с
- Надежность технологии и ее зрелость
- Проверенный временем стандарт, гарантирующий взаимодействие продуктов различных производителей
- Поддержка протокола SNMP
- Широкий выбор продуктов
- Поддержка режима "включи и работай"
- Готовность к работе в Internet
- Возможность расширения
- Постоянное снижение цен