ПЕРСОНЫ

 

Исполнительный директор Cyrix Джерри Роджерс грозился "похоронить" Intel. Однако сегодня Энди Гроув  -  в центре поля, а Роджерс  -  на скамейке запасных.

 

Его роковая ошибка  -  он никого не слушал. И корпорация Cyrix дорого заплатила за это

 

Яркой иллюстрацией амбиций Cyrix (Ричардсон, шт. Техас) служит история бутафорской могильной плиты, стоявшей когда-то в вестибюле ее центрального офиса. Плита была установлена в начале 90-х, и надпись на ней гласила: "Intel Inside. Мир праху ее".) Эта надпись как нельзя лучше отражала боевой дух маленькой компании, готовой помериться силами с сам’ой могущественной Intel. А тихое исчезновение этой плиты под угрозой Intel подать в суд так же выразительно демонстрирует провал попыток Cyrix. Но человек, поместивший в вестибюле пресловутую плиту и покинувший компанию вслед за ней в декабре прошлого года, ни о чем не жалеет. "Мы многого добились",  -  утверждает Джерри Роджерс, создатель и бессменный руководитель Cyrix в течение восьми лет со дня ее основания.

Джерри Роджерс, покинув Cyrix - компанию,

которую он основал 8 трудных лет назад,

теперь может отдохнуть у себя дома в Далласе

 

В первом интервью, данном Роджерсом в декабре 1996 г. после его ухода в отставку с поста исполнительного директора, не чувствовалось, что его дает человек, уволенный из-за потери компанией 21 млн. долл. за девять месяцев. "Что касается продукции, конструкторских удач и коммерческого распространения, то компания сейчас сильнее, чем была за последние три года",  -  заявил Роджерс. И действительно, Cyrix набирает силу: объем продаж растет, и аналитики полагают, что наиболее тяжелые времена, возможно, остались позади. Но, вероятно, самым большим достижением Cyrix является уход Роджерса.

 

Нынешние и прошлые руководители Cyrix, так же как и аналитики, следящие за судьбой этой компании, представляют Роджерса как непопулярного начальника, не умевшего слушать людей, которых он нанял. Будучи, по общему мнению, прекрасным инженером, он, по словам своих сотрудников, был плохим продавцом и не пользовался доверием ни клиентов, ни аналитиков. "Это отсутствие доверия вредило и ему, и компании",  -  утверждает Майкл Слэйтер, главный редактор The Microprocessor Report. Поэтому реакция сотрудников компании на объявление об уходе Роджерса была чрезвычайно бурной. "Слава богу, правление наконец одумалось",  -  сказал один из руководителей Cyrix. "Инженеры,  -  сказал другой,  -  были на седьмом небе от счастья".

 

Так печально завершилась эра правления человека, увеличившего капитал Cyrix с 4 до 228 млн. долл. Причем сделал он это, сражаясь с Intel на ее поле. "Cyrix была первой компанией, производившей процессоры X86, которые могли соперничать по производительности с процессорами Intel,  -  отметил Натан Бруквуд, аналитик Dataquest.  -  Это уникальное достижение".

 

Его фундамент был заложен в 1988 г., когда сотрудники компании Texas Instruments (TI) Джерри Роджерс и Том Брайтман создали Cyrix. Имеющий компьютерное образование уроженец Колорадо Роджерс был в TI вице-президентом по микропроцессорам. Его тогдашние друзья утверждают, что Джерри Роджерс, с которым они вместе работали, не имеет ничего общего с типом, описываемым его бывшими коллегами из Cyrix. "Он прекрасно понимал клиентов и рынок и умел замечательно слушать",  -  вспоминает Ларри Вудсон, ныне старший вице-президент Synopsis.

 

В 70 - 80-е годы TI представляла собой очень жесткую деловую структуру, где ценилось только одно  -  успех. "Если вы не подходили по уровню или делали ошибку, вам тут же об этом говорили",  -  рассказал Вудсон. И Роджерс прекрасно вписывался в эту атмосферу. "Он требовал от всех нас совершенства",  -  добавил Вудсон.

 

Сначала Cyrix специализировалась на разработке недорогих копий микропроцессоров Intel. Она привлекла к работе первоклассных инженеров, и к марту 1995 г. объем ее квартальных продаж составлял 85,1 млн. долл., а прибыль  -  17 млн. долл. К прошлой осени Роджерс намеревался достичь оборота в 1 млрд. долл., а к концу 1997 г. захватить 20% рынка процессоров Х86.

 

Однако пик успеха Cyrix оказался позади. Ее оборот постоянно падал (в третьем квартале прошлого года объем продаж составил всего 33,1 млн. долл.), уменьшался и ее капитал. Прибыль исчезла, началось затоваривание, а вместе с этим росли долгосрочные и краткосрочные долги. К сентябрю 1996 г. Cyrix была должна в общей сложности 184 млн. долл. (при том, что в конце 1994 г. эта сумма составляла всего 70 млн. долл.), и некоторые аналитики высказывали опасения, что она может оказаться на мели. Даже Роджерс признает, что он был потрясен.

 

Но все это только часть проблем. За мрачными цифрами стояла дезорганизованная компания и ее руководитель, который слишком медленно учился на ошибках. "Джерри не видел разницы между жестким курсом и принятием решений на основе нереальных целей",  -  отметил один из руководителей Cyrix. Нигде эти ошибки не были продемонстрированы так ярко, как в истории с выпуском самого лучшего продукта компании  -  микропроцессора М1 или 6х86.

 

Разработанный как альтернатива Pentium процессор М1 должен был вывести Cyrix из разряда аутсайдеров. В области технологии так и произошло. Однако Cyrix обнаружила, что независимая разработка процессора представляет огромные трудности. Тем не менее Роджерс игнорировал предупреждения своих инженеров и продолжал обещать, что микропроцессор будет выпущен ко второму кварталу 1995 г., а этого не произошло. "Роджерс считал, что все пойдет как по писаному, но так никогда не бывает",  -  заметил один из создателей 6х86. Опоздание с выпуском  -  нередкое явление в компьютерной области. Но Роджерс воспринимал эту задержку очень болезненно. "Люди стали бояться ежемесячных собраний. Эти собрания превратились в публичное избиение младенцев",  -  вспоминает бывший сотрудник Cyrix.

 

В феврале 1996 г. М1 был наконец выпущен, но главные беды Cyrix были впереди. Несмотря на то, что изучение рынка является краеугольным камнем существования компьютерной отрасли, Роджерс не хотел прислушиваться к советам своих специалистов. "Он поставлял продукцию IBM без учета торговых прогнозов,  -  вспоминает один сотрудник Cyrix.  -  Он просто говорил: "Мы будем их поставлять, черт возьми!""

 

Роджерс настолько боялся возможного дефицита, что в апреле 1996 г. пошел в IBM Microelectronics и договорился о выпуске во втором полугодии дополнительной продукции на сумму 45 млн. долл. Это было крупной ошибкой. К июню Cyrix уже захлебывалась в своих запасах (и долгах!), и даже Роджерс признал, что у них не было никаких клиентов.

 

Для преодоления столь серьезного кризиса нужна была твердая рука. "Однако Роджерс проявил поразительную непоследовательность",  отметил аналитик Дрю Пек из компании Cowen & Co. Cyrix усугубила свои ошибки, сменив одну неразумную ценовую политику на другую. Сначала компания объявила М1 продуктом высшего класса, и процессор продавался почти по той же цене, что и соответствующие изделия Intel. Но "после шести лет торговли по демпинговым ценам этот номер у Cyrix не прошел", как констатировал Майк Фейбус, руководитель Mercury Research. После провала политики высоких цен руководство в панике сменило курс и начало гоняться за мелкими клиентами в США и продавать свою продукцию с большой скидкой посредникам с Тайваня.

 

Однако посредники быстро перепродали микросхемы с минимальной наценкой, нанеся тем самым ущерб торговле самой Cyrix. "Мы неоднократно предупреждали Cyrix об ошибочности такой политики",  -  рассказал один из руководителей фирмы, бывшей какое-то время партнером Cyrix. Однако Роджерс не внял советам. В конце концов был уволен Джим Чэпмен, старший вице-президент Cyrix по маркетингу и торговле, который, по мнению сотрудников компании, стал козлом отпущения, расплатившись за ошибки Роджерса.

 

Cyrix могла бы поправить свои дела, заполучив какого-нибудь клиента экстракласса. "Мы неоднократно прорывались к самым воротам, но Джерри никак не мог забить гол,  -  сообщил некто, близкий к правлению Cyrix.  -  Привлечение игрока экстракласса невозможно без сотрудничества с его исполнительным директором, а Джерри на это совершенно не способен". Этим, по слухам, и объясняется выбор момента отставки: правление Cyrix понимало, что для привлечения жизненно необходимого партнера нужен новый руководитель. По мнению внутренних наблюдателей, последняя победа компании  -  соглашение с Compaq на поставку микросхемы Gx  -  была достигнута благодаря бывшему вице-президенту Compaq Гарри Стимаку, который ныне является директором Cyrix.

 

Через неделю после своей отставки Роджерс сообщил, что решение о ней было принято после более чем месяца переговоров с правлением. Он утверждает, что никакого тайного заговора не было. Однако Роджерс вынужден признать, что правление перестало верить в него. "Многие считают, что компанией нужно было управлять по-другому",  -  говорит он.

 

Разделяет ли он подобное мнение? "Мне кажется, что управлять можно по-разному",  -  ответил Джерри.

 

Хотя Роджерс с готовностью признает некоторые свои ошибки, силовые методы выпуска М1 в 1995 г. не входят в их число. "Нужно судить по результатам. Мы могли бы получить М1 на полгода раньше". А что касается излишней агрессивности в достижении своих целей, Роджерс рекомендует посмотреть на Энди Гроува. "Разве он не агрессивен? В нашей отрасли нужно ставить задачи так же жестко, как это делает твой конкурент".

 

52-летний бывший руководитель и раньше слышал критику по поводу своих методов, видел, как уходят лучшие сотрудники. Но если нелояльность его бывших коллег и расстраивает его, то он не подает вида. "Я думаю, что ситуация оказалась немного более сложной, чем они ожидали",  -  миролюбиво говорит Роджерс. При этом он подчеркивает, что разработчики Cyrix вызывают у него восхищение. "Они очень гордятся тем, что сделали, и им действительно есть, чем гордиться. Они  -  одни из самых талантливых инженеров в мире".

 

А вот группа маркетинга Cyrix такой похвалы не заслуживает. "Хуже всего оказалось то, что я не смог сформировать крепкую команду". При этом он отвергает обвинение в том, что пренебрег хорошими советами своих специалистов по маркетингу. "Это чепуха,  -  сказал он.  -  Мы изготовили даже меньше, чем они просили".

 

Роджерс утверждает, что его аналитики считали возможным ежеквартально продавать миллион процессоров (как это было в счастливые времена процессоров 486). И если бы этот прогноз сбылся, то у Cyrix катастрофически не хватило бы запасов. Поэтому Роджерс и отправился к IBM: "Они сказали, что если мы не задействуем мощности сейчас, то они продадут их кому-нибудь другому",  -  пояснил он.

 

Что будет дальше с Роджерсом? "Все может быть",  -  философски заметил он. Тем не менее у него, помимо катания на лыжах, помощи своему сыну в ведении бизнеса и активного членства в правлении Cyrix, есть несколько конкретных планов. При этом Роджерс, похоже, не собирается менять свой стиль, хотя именно он явно послужил причиной отставки. Поэтому эпитафия Роджерсу, возможно, будет звучать так: "Он отвергал советы своих подчиненных, что имело катастрофические последствия".

 

Билл Снайдер

 

Со старшим редактором Биллом Снайдером можно связаться по адресу: bsnyder@zd.com.

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

 

Джерри Роджерс

 

Возраст: 52 года.

 

Образование: степень бакалавра по компьютерным наукам в Хьюстонском университете.

 

Карьера: проработал 18 лет в Texas Instruments, достигнув поста руководителя подразделения микропроцессоров. Уйдя из TI, стал одним из учредителей Cyrix и восемь лет проработал там исполнительным директором. Остается членом правления Cyrix.

 

Личная жизнь: родился в Джулесбурге, шт. Колорадо. Женат на Джоди Шелтон, которая руководит фирмой по связям с общественностью в области высоких технологий. Имеет взрослого сына от первого брака.

 

Из недавно прочитанного: "Спуск к Гоморре" Роберта Борка и "Охота за "Красным Октябрем"" Тома Клэнси.