ВЗГЛЯДЫ

 

Было время, когда во многих корпорациях ПК считались вредными, так и теперь умелое использование Web-браузера частенько вызывает подозрение, а не восхищение.

 

Но как это когда-то произошло с ПК, мы теперь беспокоимся не о "потерянном" в Web времени, а о том, достаточно ли часов служащие проводят в сети, эффективно используя всю информацию и приложения intranet, на разработку которых корпорации тратят столько времени и денег.

 

Интересный поворот событий: служащие, наиболее эффективно использующие intranet сегодня,  -  это те самые, которые в свое время читали новости спорта в Web, обсуждали в Usenet свои автомобили и превращали комика Дилберта в "обои" компьютера, т. е. занимались как раз тем, что раздражало всех полгода назад.

 

Пользователи, которые не имели опыта работы в Internet, теперь спотыкаются на таких вещах, как реклама PointCast, и боятся двигаться дальше.

 

Эти два типа служащих отличает не столько умение обращаться с Internet Explorer или Navigator (большинство программ обучения сотрудников ориентируются именно на это), сколько умение составить правильное сообщение для дискуссионного форума и знание того, какое средство лучше поможет найти сведения о конкретной компании, а какое подходит для поиска информации на общую тему. Важно знать, как сформулировать вопрос, куда его отправить и как добиться содержательного ответа.

 

Всему этому можно научиться не только на собственном опыте, однако существует сравнительно немного ресурсов, помогающих решить такие проблемы. Есть много книг типа "Internet для чайников", но почти негде узнать, как вести деловую встречу с помощью дискуссионного форума и достичь результатов, не повторяя одних и тех же аргументов с незначительными вариациями.

 

Через год или даже раньше многие компании выпустят крупномасштабные intranet-приложения, адресованные новичкам. И в отличие от пилотных проектов они будут предложены пользователям, не слишком искушенным в электронных коммуникациях, многие из которых впервые получат доступ в Internet со своего рабочего места.

 

Для успешной работы служащим потребуется обучение, дающее значительно больше простого умения пользоваться браузером.

 

Например, надо научиться составлять эффективное электронное сообщение, что отличается от подготовки эффективной докладной записки и от устного общения. Необходимо также уметь довести онлайновую дискуссию до логического завершения, чтобы избежать ненужных личных встреч.

 

Нужно будет обучать тому, как найти хорошие информационные ресурсы по нужной теме, а не просто случайный источник. Например, многие крупные корпорации скоро столкнутся с необходимостью держать специального редактора (если его еще нет), который указывал бы пользователям наилучшие источники информации и держал бы их в курсе обновлений узлов intranet.

 

Эти потребности не новы: эффективная электронная связь стала необходима с момента появления электронной почты, а умение отделять зерна от плевел  -  с момента появления письменности. Но внутренние сети вновь привлекли внимание к этим навыкам и сделали их более важными, чем когда бы то ни было.

 

Одна из причин, по которой так много времени ушло на повышение производительности ПК, заключается в том, что большинству пользователей пришлось самим искать способ использовать ПК иначе, чем просто как дорогую пишущую машинку. В нынешней революции давайте создадим новым пользователям лучшие "стартовые" условия.

 

Имонн Салливан

 

Какие intranet-приложения наиболее эффективны? Свяжитесь со мной по адресу: esullivan@zd.com.