Передовой опыт, современные процессы и методики помогают создавать приложения для “Всемирной паутины”, но не позволяют избавиться от всех возникающих проблем
У многих разработчиков создание Web-приложений ассоциируется со сложным лабиринтом. Вначале возникает замысел, затем подбирается инструментарий, и начинается трудный путь. Куда он приведет и что получится в результате - остается только догадываться. Метод “подгонки по месту”, хорошо зарекомендовавший себя при проведении экспериментов с Web-технологиями, совершенно неприменим, когда дело доходит до создания приложений “Всемирной паутины”. Особенно это касается тех из них, которые предназначены для выполнения сложных и важных задач, например, для обработки транзакций. Здесь может повториться ситуация, знакомая нам по первым шагам клиент-серверных технологий, когда подобный путь приводил лишь к полной неразберихе в проектах. Но история подсказывает и средства выхода из подобных лабиринтов, которые, правда, выглядят несколько старомодно и многими недооцениваются. Применение проверенных на практике приемов, руководство процессом разработки и четкая последовательность действий - вот три рычага, позволяющие успешно и своевременно завершить проект и при этом не выйти за рамки бюджета.
Однако и они мало что дадут, если не будет выбран правильный курс. Некоторую помощь при разработке Web-приложений способны оказать стандартные средства управления проектированием, уже отработанные процессы создания ПО и клиент-серверные методики. Но и они не в силах охватить все аспекты “Всемирной паутины”, в частности, гораздо более сложное форматирование представленных в ней материалов.
Уже появляются новые приемы, процессы и методики, специализированные для этой сети и способные заполнить образовавшуюся брешь. К сожалению, как отмечают эксперты, они все еще не обрели зрелость. Специалисты советуют: используйте их в меру своих сил, но не надейтесь пока найти всеобъемлющий свод правил, способный решить все ваши проблемы.
Без опыта не обойтись
Много полезного для разработки приложений “Всемирной паутины” можно почерпнуть из клиент-серверной среды. Здесь вполне применимы итерационный подход и активное привлечение пользователей к работе над проектом. Можно также прибегнуть к помощи сетевых графиков (time boxing), отображающих взаимосвязь этапов проекта, и к опыту создания масштабируемых систем, производительность которых растет пропорционально потребностям.
На разработке методик создания приложений и средств их разработки специализируются такие производители, как фирма LBMS (Хьюстон, шт. Техас), компании James Martin & Co. (Фэрфакс, шт. Виргиния) и MCI Systemhouse (Атланта, шт. Джорджия; ранее она называлась SHL Systemhouse). Обладая большим опытом работы в клиент-серверных средах, они внедряют новые подходы, процессы и методики в инструментарий “Всемирной паутины”. Привлекаются также передовые концепции и технологии из объектно-ориентированной и мультимедийной областей.
Конечно, подобные продукты представляют собой громадный шаг вперед и упрощают создание Web-приложений. Однако в них, как подчеркивают эксперты, пока еще не учтены все нюансы, специфичные для “Всемирной паутины”. Так, содержание и графика здесь далеко не всегда выполняют конкретные производственные функции. Зачастую их главная задача состоит в том, чтобы заманить пользователей. Во многих же новых инструментальных средствах для “Всемирной паутины” львиную долю внимания разработчики уделяют созданию содержания, совершенно забывая о необходимости его обновления и обслуживания.
Кроме того, в новых продуктах прослеживается стремление определить роль и сферу ответственности каждого специалиста, принимающего участие в создании Web-приложения. Но сегодня эта задача практически невыполнима, поскольку функции и задачи большого количества участников - и в первую очередь, привлекаемых из других подразделений, - все еще не ясны.
“Архитектурные элементы уже расставлены по своим местам, но новых методик, способных дать ответ на все вопросы, пока нет”, - считает Ричард Хантер, директор фирмы Gartner Group (Стамфорд, шт. Коннектикут) по исследованиям в области разработки и внедрения приложений. По мере накопления производителями опыта работы с Web-технологиями качество инструментария будет постепенно повышаться. Но появления новых и полных методик, как считают аналитики, придется ждать не менее двух лет.
Когда же, если не теперь?
Средствам разработки Web-приложений пока еще далеко до совершенства, но это вовсе не значит, что от их приобретения пока следует воздержаться. Просто нужно быть готовым к тому, что базу знаний производителя придется дополнить собственным опытом. Кроме того, следует найти компанию, которая регулярно, не реже двух раз в год, модернизирует свою продукцию, а также наладить деловые отношения с независимыми разработчиками.
Барри Димек, менеджер торговых операций фирмы Cadence Design Systems (Сан-Хосе, шт. Калифорния), готов клятвенно подтвердить, что уже первое поколение средств разработки приложений для “Всемирной паутины” оказывает серьезную помощь в работе. Он ощутил это на собственном опыте, поскольку лично курирует техническое проектирование систем распространения продукции фирмы в мировом масштабе. В его ведении находилось и создание экспертного Web-приложения для OnTrack, призванного стабилизировать циклы продаж продукции Cadence, которая специализируется на выпуске ПО автоматизации проектирования электронных устройств. В проекте широко применялся метод итерационного программирования.
“При работе приложений “Всемирной паутины” приходится сталкиваться с исключительно быстрой сменой инструментария и предлагаемых услуг”, - замечает Димек. Учитывая это, он привлек к участию в проекте фирмы Sage Solutions (Сан-Франциско, шт. Калифорния) и LBMS (Хьюстон, шт. Техас). Последняя выпускает ПО управления процессами и экспертные системы. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Группа Димека не только воспользовалась услугами партнеров, но и помогла им в освоении новых методов работы и процессов. Впоследствии LBMS включила их в свою стандартную библиотеку Web Development Process Library.
В ходе разработки Димек активно использовал передовой опыт работы других фирм и рекомендуемые экспертами процессы. Раз в два-три месяца он анализировал служебные обязанности пользователей, относящихся к различным группам, и их влияние на функционирование приложения, производил переоценку Web-технологий, изучал новые пользовательские требования. Поскольку технологии “Всемирной паутины” подвержены частым
Эрин Коллуэй
Предлагаемый фирмами Sage и LBMS шаблон WebDevelopment Process служит для ускорения и повышения качества процессов планирования, оценки и составления графика разработки Web-приложений
Замысел
Начальный этап проекта
Потребности, прототип
Этап выработки требований
Техническая архитектура
Спецификация требований, предварительный проект, прототип
Этап разработки приложения
Общая отладка проекта
Рабочая отладка
Детальная проработка, составление исходного текста приложения, разработка БД
Этап развертывания приложения
При разработке и развертывании приложений в данном шаблоне широко используется метод управляемой итерационной отладки
Отладка на местах
Развернутое приложение, документация, рекомендации по совершенствованию процесса