Создатель “разумной машины” о пути слияния человека и машины

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Корпорация Formulab Neuronetics (Перт, Западная Австралия) готовится выпустить в феврале компьютер следующего поколения Richter Paradigm Computer  -  многопроцессорную “разумную машину”, обещающую изменить способ общения человека и компьютера.

Рихтер: "Биологическая модель"

 

Старший корреспондент Стефани Лаполла беседует с изобретателем машины Энтони Рихтером  -  основателем, председателем и главным управляющим делами компании с 16-летним стажем  -  о том, как эта машина работает и для чего она предназначена.

 

PC Week: Вы можете дать определение нейронетики?

 

Энтони Рихтер: Нейронетика (или нейротехнология)  -  это отход от архитектуры Фон-Неймана. Суть ее  -  в параллельной обработке. Фактически нейронетика  -  это модель биологического типа.

 

PC Week: В каких областях коммерчески выгодно применять нейрокомпьютеры?

 

Э. Р.: Область применения постоянно расширяется, нейрокомпьютеры постепенно проникают в нашу повседневную жизнь. Не сразу, но через год или два появятся программы для домашних ПК. Очевидно, такой компьютер будет применяться главным образом в областях, связанных с интенсивной обработкой информации, управлением предприятием и принятием решений, т. е. в военных областях, авиации, радиоэлектронике, медицине, в сфере жизнеобеспечения, где действительно важно работать без сбоев. Люди... целеустремленные, пытающиеся улучшить производительность все равно чего  -  управления ли заводом, или процессами реального времени, такими, как, например, арбитраж в реальном времени,  -  вот те, кто будет заинтересован в этом компьютере.

 

PC Week: Вы смоделировали архитектуру компьютера по образу человеческого мозга. Когда и почему вы решили, что такая технология будет работать лучше, чем та, которая доступна в настоящее время?

 

Э. Р.: Сейчас, чтобы пользоваться компьютером, надо научиться какому-нибудь языку программирования, что далеко не просто хотя бы потому, что у нас на это нет времени. Почему бы не иметь систему, которая не зависела бы от машинных языков, а давала нам возможность визуально использовать логические связи так, как мы их понимаем? Двухлетние дети умеют пользоваться такими связями. На такие способности мозга я и ориентировался.

 

PC Week: В какой-то мере происходит слияние человека и машины, и, согласитесь, это жутковато.

 

Э. Р.: Жутковато  -  удачное слово. Однако, если бы вы почувствовали, что такая вещь способна стать вашим защитником, было бы не так страшно, не правда ли? Задача машины не в том, чтобы вас дополнить, а в том, чтобы оказать вам поддержку,  -  чтобы вы могли принять правильное, обоснованное решение. Кое-кто заявляет мне, что она превратится в киборга  -  этакого человека-машину. Но я, в свою очередь, могу спросить: пугает ли их человек с вживленным прибором, задающим ритм сердечной мышцы? Или с протезом вместо ноги? Если я услышу скрип протеза, я не испугаюсь. Проблема в том, что мы все пытаемся примерить на себя.

 

PC Week: Утверждаете ли Вы, что человеческие существа несовершенны как вид?

 

Э. Р.: Как биологический вид мы невероятно преходящи, уязвимы и слабы. Мы ломаем себе кости, и у нас случаются апоплексические удары. Мой пунктик  -  технология на пользу человека. Мне по душе идея искусственных нервных систем, помогающих жертвам апоплексических ударов. Я полагаю, есть много того, что хотелось бы научиться возвращать людям. Если бы мы могли предложить искусственную нервную структуру, которая вернула бы человеку здоровье, это было бы замечательно.

 

PC Week: Вас называют изобретателем, но в книге Г. Коулбэтча “Законы Рихтера” Вы представлены как явление современности. Вы с этим согласны?

 

Э. Р.: Нет. Это было сделано для того, чтобы дать представление о некоторых возникших у нас идеях. Кроме того, эта книга давала возможность описать нашу технологию. Технологию, которая нужна нам не только для того, чтобы заработать деньги. Конечно, мы не исключаем такой цели, как коммерческий успех, но, главное, мы хотим, чтобы хоть в чем-то наша жизнь стала лучше.

 

PC Week: Перенесемся в 2020 год. Что Вы там видите?

 

Э. Р.: Я вижу людей, разговаривающих с машинами, как с друзьями. Люди будут жить очень долго благодаря работам генетиков в области ДНК и пользоваться протезами мозга, а также системами для управления работой сердца. Будут созданы автоматически управляемые системы врачевания, и тогда больному диабетом не придется делать самому себе инъекцию инсулина. Человек станет немножко “бионическим”. Есть люди, которые хотели бы заниматься этими проблемами вместе с нами, но мы должны проявлять осторожность.