Новый 1997 год, как утверждают некоторые специалисты по маркетингу, - год Интернет, впрочем, что-то подобное мы слышали и про 1996-й. Вся компьютерная и не компьютерная пресса наполнена рекламой и статьями об Интернет, по телевизору уже можно услышать в роликах: “Подключив свой CD-драйв к Интернет, вы сможете посмотреть видеоклип любимой группы, а затем отправить исполнителям электронное письмо”. Многие авторы рассказывают нам об удивительных возможностях Интернет в области электронной коммерции и рекламы, о море информации, которую можно найти, без слова “Интернет” не проходит ни одна презентация или пресс-конференция.
Вместе с тем, как это ни удивительно, Интернет, по крайней мере его российская часть, не является коммерческой сетью в полном смысле этого слова. Если заглянуть в типовой договор на предоставление услуг доступа к Интернет, то практически в любом мы найдем следующий пункт: “Исполнитель оставляет за собой право приостановить работу Заказчика или расторгнуть договор в безусловном порядке в случае распространения по сети материалов рекламного или коммерческого характера, осуществляемое не через систему коммерческих телеконференций”.
Под системами коммерческих телеконференций понимаются давно уже ставшие притчей во языцех relcom.commerce.*, relis.*, demos.*, а также появившиеся сравнительно недавно некоторые группы новостей в иерархиях misc.* и alt.*. Если помещение информации о товарах и услугах в российские группы новостей - занятие достаточно бесполезное, то помещать такие сообщения в международные группы опасно, так как ваш электронный адрес будет зафиксирован в ряде поисковых систем Интернет и завален информацией рекламно-коммерческого характера (на Западе, очевидно, нет таких удобных договоров, как в России).
По мнению провайдеров, коммерческое использование Интернет представляет собой создание своего Интернет-представительства (присоединенной страницы или Web-узла), регистрация его в ряде поисковых систем и анонсирование в специализированных группах новостей. И ожидание - а вдруг клюнет. В случае коммерческой неудачи проекта вам объяснят, что дело в блеклости дизайна страниц, отсутствии форм и связей с корпоративной базой данных и пр. На самом деле правда в том, что в сети отсутствуют потенциальные потребители. Число пользователей российской Интернет пока невелико, большая часть их сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Уровень активной части пользователей в некоторой степени отражает статистика российского поискового сервера http://www.rambler.ru. Судя по списку наиболее запрашиваемых слов для контекстного поиска, наших интернетчиков более всего интересуют: “секс”, “винни пух” и “работа”.
Неслучайным представляется также и тот факт, что практически отсутствует достоверная статистическая информация о пользователях российской Интернет, в лучшем случае провайдеры говорят: “Вас смогут видеть 50, 70, 100 млн. пользователей Интернет 24 часа в сутки”. Попытки создания бизнес-справочников электронных адресов фирм не привели пока к сколько-нибудь заметному результату.
Так стоит ли вкладывать усилия и деньги в Интернет? Пожалуй что да, ведь она является вполне надежным средством внутрикорпоративного обмена информацией, но следует помнить, что, размещая рекламу в Сети, мы подменяем проблему рекламы товаров проблемой рекламы своего Web-сайта. Возможности же и методы этой рекламы весьма ограничены российскими провайдерами.
С автором статьи можно связаться по телефону: (812) 232-3847.
Дмитрий Пензин