Российская “Паутина” становится гуще
Со 2 по 4 апреля в Академии государственной службы России проходила ежегодная конференция “Internet/ intranet - Россия”, организованная Центром информационных технологий.
Так выглядит одна из страниц PC Week/RE в World-Wide Web
Ход развития Internet на территории нашей страны был признан удовлетворительным. Планируется создать несколько Интернет-центров, которые станут основой общероссийской сетевой инфраструктуры. Главную роль в развитии Сети на территории России должны сыграть национальные провайдеры. Суммарная пропускная способность их каналов оценивается в 15 - 20 Мбит/с, что в 4 - 5 раз больше, чем год назад.
Готовы к работе российские точки обмена IP-трафиком. Сегодня письма, посылаемые из одного района Москвы в другой, нередко совершают промежуточное путешествие в США, а уже оттуда возвращаются обратно в столицу. Теперь же благодаря оптимизированной структуре Сети письмо теоретически сможет совершить этот путь почти по прямой. Правда, провайдеры по “политическим” мотивам не спешат объединяться друг с другом.
В последнее время повысился интерес к Сети со стороны телефонных компаний. Они могут стать серьезными конкурентами ныне действующим провайдерам. Это связано с тем, что телефонным компаниям все равно, какую информацию передавать по своим каналам, накладные расходы примерно одинаковы.
На конференции была приведена статистика современного состояния Сети. Количество официальных провайдеров - около 200. Число городов, в которых имеются профессиональные поставщики сетевых услуг, приближается к сотне. Один из докладчиков посетовал на нездоровый (?) интерес прессы к конкретным числам. Тем не менее на конференции все же был назван ряд цифр. Доступ к Сети в России имеют от 50000 до 500000 человек. Что касается числа отечественных Web-узлов, то сегодня официально считается, что их 2 - 2,5 тысячи. Однако программы-пауки насчитали примерно 4000 узлов. Дело в том, что в большинство новых версий операционных систем встраивается Web-сервер. Установив новую версию ОС на сервер локальной сети, имеющей подключение к Internet, администратор получает Web-узел просто по умолчанию. Конечно, эти “мертвые души” имеют только одну пустую страничку.
Какова тематика российской Сети? На конференции было заявлено, что у нас сегодня есть все. Есть официальный узел Президента России (этот узел, впрочем, уже который месяц “на реконструкции”). По словам одного из выступающих, Web-дизайнер Артемий Лебедев его все же оформит - “будет красиво, хоть и бессодержательно”. Есть у нас и http://www.sex.ru, правда, довольно пошлый.
Вот-вот выйдет второе издание “Желтых страниц”, в котором собрано много новой информации о российской Internet. Имеют узлы около 50 банков. Много ссылок на торговые узлы, прекрасно представлена пресса. Самый обширный раздел - досуг и развлечения, он будет издан отдельной книгой. Культура поддерживается в основном эмигрантами, а отечественная наука в Сети в полном запустении.
Безопасности в Internet придется уделять все большее внимание. На конференции была отмечена четкая тенденция роста потенциальных угроз нападения на сети, подключенные к Internet. В частности, в 1996 г. из-за атак хакеров закрылось как минимум пять российских банков, а ведь коммерческая область Сети растет в три раза быстрее других. Наиболее уязвимым местом Internet являются узловые провайдеры, транзитная часть Сети. Для организации безопасности рекомендовано использовать комплексный подход и применять только сертифицированные и лицензированные российскими государственными органами продукты, которых в силу высоких требований к качеству пока очень мало.
Не была обойдена вниманием такая тема, как бизнес в Internet. Г-н Сальников, руководитель Центра информационных технологий, рассказал о своем опыте организации коммерческого узла. Он отметил, что сейчас около 10% дохода его компания получает именно с помощью Internet. Для этого нужно очень грамотно организовать работу маркетингового отдела. Ведь можно узнать, кем и сколько времени посещалась каждая страница, какие страницы вызывают наибольший интерес. Неплохо иметь локальную поисковую машину для определения названия товаров, которыми интересуются больше всего.
Но предлагать платные услуги пока надо очень осторожно. Если сообщение о необходимости оплаты встречает посетителя на первой странице, то он обычно сразу ее покидает, так как Сеть насыщена бесплатной информацией. Поэтому рекомендуется спрятать сообщение о платных услугах как можно глубже в недра узла и постараться наполнить его бесплатной информацией, способной привлечь побольше посетителей.
Практически все выступающие сходились на том, что в коммерческом отношении Сеть очень перспективна. Самое сложное - найти правильную точку приложения сил. Будем надеяться, что в следующем году теме “Бизнес и Internet” будет уделено значительно больше внимания.
Подробную информацию о конференции можно найти по адресу: http://www.cit-forum.com.
Сергей Бобровский