Еще один ответ “юношам, осмысливающим житье”

 

В PC Week/RE, № 5/97, с. 56 целое созвездие специалистов, знающих толк в тенденциях современных информационных технологий, отвечали на вопрос нашего читателя Олега о том, насколько “конъюнктурна сегодня деятельность программиста”. Я хочу попытаться дать еще один ответ на заданный им вопрос, быть может, не столь глубокий, но содержащий, на мой взгляд, зерна практически полезной информации.

 

Прогресс сказывается не только на новых технологиях и темпах их внедрения, но и существенно изменяет рынок труда. Изменение традиционных профессий и появление новых  -  вот те реалии, которые следует учитывать, чтобы случайно не остаться за бортом современной жизни. На вопрос, престижно или нет быть сейчас техническим специалистом, сразу отвечу  -  да. (Если кто-то в этом сомневается, может обратиться, например, к списку вакансий, публикуемых на Web-сервере агентства по кадровому консалтингу “Анкор”, или в любую другую организацию, занимающуюся подбором кадров. Уровень зарплаты соответствующих технических специалистов способен изменить представление скептиков о престижности таких профессий.)

 

Где можно получить нужное базовое образование?

 

Самое главное  -  найти именно ту техническую специализацию, которая гарантирует успех и удовлетворенность деловой карьерой, и проанализировать, какими усилиями это достигается.

 

Как бы ни было обидно за современное состояние высшей технической школы, следует спокойно принять тезис о том, что самый динамичный и энергичный слой молодых и знающих преподавателей (от 30 до 45 лет) в наших вузах сейчас практически отсутствует. (Я утверждаю это не понаслышке, поскольку сама в начале 1992 г. покинула стены одного замечательного московского технического вуза и была далеко не в первом эшелоне покидавших его преподавателей и научных сотрудников.)

 

Сейчас делаются попытки создать на базе вузов центры обучения. В этом заинтересованы такие поставщики современных технологий, как Intel, Novell, Microsoft. По их мнению, центры обучения на базе вузов должны быть принципиально некоммерческими. Они создают для этого все условия: предоставляют ПО, бесплатно снабжают документацией. “Наша таможня вообще не понимает значения выражения "бесплатный груз" применительно к коробкам с учебными пособиями”,  -  поделился своей “профессиональной” болью Олег Литвин, директор учебного центра “Микроинформ”. Возможно, академическим учебным центрам следует объединить свои усилия и при поддержке поставщиков технологий подобрать ключик к непредсказуемой душе отечественной таможни.

 

Где еще можно получить знания технического специалиста, помимо высшей школы? В учебных центрах, профессионально занимающихся обучением в области компьютерных технологий. Резонный вопрос: там учат тому же, чему и в высшей школе, только за деньги? Нет, коммерческое обучение в учебных центрах не заменяет, а лишь дополняет образование человека. То, чему учат сейчас в таких центрах, позволяет косвенно судить о спросе на те или иные компьютерные дисциплины.

 

Программистом можешь ты не быть...

 

Еще десяток лет назад понятие “специалист по компьютерным технологиям” было неотделимо от слова “программист”. Под этим словом подразумевался человек, который знает язык какой-либо среды разработки и может описать на нем некий реальный процесс. В почете были умеющие программировать базы данных, а те, кто освоил Си или Си++, казались простым смертным близкими к небожителям. Отвечая этой потребности, учебный центр “Микроинформ” в конце 80-х вел курсы по программированию на Си и Clipper. А сейчас? “Уже несколько лет назад мы прекратили обучать языкам программирования и готовить программистов,  -  сообщил г-н Литвин.  -  Причина проста: сейчас предприятиям больше требуются специалисты по эксплуатации готовых информационных систем, по сопровождению фирменных продуктов”. Следовательно, не мешает еще раз спросить себя: хочу ли я быть именно программистом в изначальном смысле этого слова (т. е. составителем исходных текстов программ) или я хочу быть непосредственным участником внедрения современных информационных технологий? Если первое, то следует заняться поисками работы в отечественных или зарубежных фирмах, занимающихся разработками продуктов. Если второе, то вариантов выбора области деятельности гораздо больше.

 

Спрогнозируйте свою карьеру

 

Многообразие выбора определяется тем, что сейчас практически “невозможно жить в обществе и быть свободным” от информационных технологий. В результате работа может превратиться в настоящее удовольствие, например, если совместить интерес к компьютерным технологиям с желанием рисовать в фирме, занимающейся компьютерной графикой. Но для этого следует продумать этапы развития своей карьеры, которые постепенно приведут вас к ожидаемому чудесному симбиозу.

 

Ведущие поставщики оборудования и ПО для современных информационных технологий обязательно создают систему центров обучения своим технологиям. Российская структура такого авторизованного обучения, к сожалению, все еще тяготеет к Москве. Как и во времена Ломоносова, алчущие знаний отправляются в столицу. В Москве действуют обучающие центры практически всех ведущих производителей: Novell, Microsoft, Santa Cruz Operation, 3Com, Oracle, Hewlett-Packard, Cisco Sustems, Bay Networks, IBM и Lotus Development, Compaq, Borland, Digital Equipment и поставщиков более специализированных продуктов. Всего в Москве таких центров около 40, и еще приблизительно десяток  -  в регионах.

 

Однако следует заметить, что у нас сложилась развитая структура авторизованного обучения только двух поставщиков, соперничающих на рынке сетевых операционных систем: Novell и Microsoft. У Novell сейчас 20 российских центров обучения, у Microsoft  -  15. Похоже, что из оставшихся лишь IBM, SCO, HP и Oracle располагают более чем одним центром обучения.

 

Кроме того, основой современных информационных систем являются сейчас (и в обозримом будущем) сетевые операционные системы. Если частное лицо желает заняться своей личной карьерой, реально это можно сделать лишь по линии Novell или MS. Остальные центры обучения ориентированы главным образом на дилерские структуры и крупных заказчиков. Поэтому для того, чтобы стать техническим специалистом по оборудованию, например, Cisco Systems или Compaq, скорее всего, надо работать в фирме, продающей это оборудование или устанавливающей его у себя.

 

Имеет ли рыночную стоимость сертификат Novell или MS?

 

Г-н Литвин убежден, что свидетельство, выдаваемое после окончания курсов, обладает немалой силой, давая человеку, выходящему на рынок труда, определенные преимущества. За время работы в учебном центре “Микроинформ” г-н Литвин накопил немало самых занятных историй о том, зачем люди проходят обучение. Например, для выезда на постоянное место жительства в другую страну.

 

Оцените уровень ваших “технических” притязаний

 

В системах образования Novell и MS можно выделить два приблизительно одинаковых уровня знаний: администратор сети (Novell CNA и Microsoft MCPS) и системный инженер (Novell CNE и Microsoft MCSE). (Отметим сразу, что после прослушивания определенных курсов человек получает лишь свидетельство об окончании курсов. После этого он может пройти специальное сертификационное тестирование и только тогда получить сертификат международного образца, выданный самой фирмой Novell или корпорацией Microsoft.)

 

Первый уровень знаний  -  уровень администратора сети  -  потребует от человека (по оценке г-на Литвина) вложить приблизительно $800 (включая стоимость самой учебы, проезда в Москву из другого города и тестирования). Во временном отношении ему понадобится две недели на обучение и приблизительно месяц напряженной практической работы, что помогает успешно пройти тестирование. После этого вас с удовольствием примут на работу в те структуры, где устанавливаются локальные сети, но которые по роду своей основной деятельности, скорее всего, не будут связаны с компьютерными технологиями. Море небольших компаний, где создаются достаточно простые локальные сети,  -  кто-то должен их обслуживать! Эта ниша небольшого бизнеса реально сможет обеспечить вас работой на уровне $300 в месяц. Эта ниша достаточно стабильна, всегда будут появляться новые компании, которым потребуются новые системные администраторы.

 

Следующий уровень  -  системный инженер  -  означает переход на принципиально новую ступень своего профессионального развития. Здесь придется рассчитывать приблизительно на полгода обучения (нужно прослушать 4 - 5 курсов), три месяца практической работы и морально подготовиться к сдаче 6 - 7 тестов. В отношении финансовых затрат следует ориентироваться (опять же оценки затрат взяты со слов г-на Литвина) на 3 - 4 тыс. долл. Однако овчинка стоит выделки. С этим уровнем квалификации вы сможете руководить выполнением сетевых проектов, развернуть сеть банка на сотню пользователей сложной топологии, подключить свою корпоративную сеть к глобальной. “На этом этапе вполне разумно рассылать резюме о себе в крупные компании”,  -  считает г-н Литвин.

 

Хорошим примером может служить иерархическая структура Сбербанка. Для управления информационной системой на уровне районного отделения достаточно знаний системного администратора. Для того чтобы поддерживать бесперебойную работу центрального офиса (например, на уровне области), нужен уже специалист уровня системного инженера.

 

В иерархии специалистов по продуктам Novell есть еще один  -  наивысший  -  уровень  -  Master CNE. “Существенного увеличения знаний, за которое работодатель согласен платить больше, этот статус не дает,  -  считает г-н Литвин.  -  Поэтому вершины Master CNE покоряют лишь те, кому просто нравится сам процесс обучения и познания нового”.

 

Таким образом, современный отечественный рынок компьютерных технологий предоставляет массу возможностей для самореализации в области компьютерных технологий. Но, как и всегда, судьба только предоставляет нам возможности, а ставить конкретные цели и работать над их достижением надо самостоятельно.

 

Елена Покатаева