8 апреля на форуме Innovate’97 в Хьюстоне состоялась встреча группы российских компьютерных журналистов с Зелимиром Иличем, вице-президентом и управляющим директором подразделения Business Development Group (BDG) корпорации Compaq Computer. Он отвечает за маркетинговую политику, продажи и поддержку продукции компании в 70 странах Европы, Ближнего Востока и Африки. До назначения на эту должность г-н Илич был вице-президентом и управляющим директором восточно-европейского отделения Compaq, поэтому он хорошо знаком с российской спецификой и с планами компании в нашей стране. Г-н Илич ответил на вопросы заместителя главного редактора PC Week/RE Алексея Максимова.
Зелимир Илич: “Наша первоочередная задача -
внедрение программы сборки и конфигурирования на заказ”
PC Week: Какие новые разработки корпорации Compaq в области ИТ вы считаете наиболее важными?
Зелимир Илич: Если посмотреть на динамику развития Compaq за последние два года, на наши новые продукты, то нетрудно увидеть, что и структура корпорации, и концепция создания новых продуктов претерпели резкое изменение. Наши интересы значительно расширились. И если в прошлом году мы были пятой в мире компанией в области ИТ, то сегодня мы ставим задачу войти в тройку лидеров.
Одна из важнейших проблем -снижение общей стоимости владения компьютерами. Для ее решения мы внедряем усовершенствованную модель поставки продуктов, позволяющую оптимизировать систему приема заказов, планирование и логистику. Мы объявили программу сборки на заказ, согласно которой клиент теперь сможет выбрать требуемое аппаратное и программное обеспечение, и эта конфигурация будет ему доставлена в кратчайшее время. Я не обещаю нашим российским заказчикам выполнение их заказов за один день, но мы намерены обеспечивать доставку в течение пяти дней. В эту программу включаются и наши крупнейшие российские дистрибьюторы. Мы предоставили электронные каналы связи и вместе будем осуществлять мониторинг сбора заказов и поставок готовой продукции. Финансовая эффективность программы будет обеспечена за счет минимизации и быстрой распродажи складских запасов.
Среди новых предложений я бы выделил технологию сжатия данных, позволяющую в два-три раза ускорить доставку содержимого Internet. Вместе со стратегическими партнерами мы стремимся к установлению стандартов на продукты для Internet/intranet.
PC Week: Корпорация Compaq уже несколько лет уверенно лидирует на мировом и американском рынках ПК. Однако компания не может похвастать такими же достижениями на российском рынке. Что мешает этому и что собирается сделать Compaq, чтобы стать компанией номер один и в России?
З. И.: Мы действительно стремимся стать первыми на российском рынке ПК, но пока нам это не удается. Однако ряд новых обстоятельств должен помочь нам в достижении этой цели. Мы полностью пересмотрели нашу маркетинговую политику, о чем, вероятно, еще не знают многие российские клиенты. Новая политика предполагает комплексный подход к российскому рынку, расширение ассортимента предлагаемой продукции, исключение задержек в поставках и сокращение ценовой разницы по сравнению с другими регионами.
Мы готовы предоставить России любые наши продукты по мировым ценам. Однако мы сталкиваемся с нестабильностью спроса и относительной непредсказуемостью налоговой политики, что затрудняет долговременное планирование бизнеса с нашими партнерами в России. Поэтому сложно предусмотреть необходимый уровень обеспечения запасными частями даже в Москве, не говоря уже о всей России. Их приходится доставлять из-за границы, растаможивать и терять на этом массу времени. Российские таможенные тарифы как на конечные продукты, так и на комплектующие, слишком велики. Понять это очень трудно, поскольку такая налоговая политика делает новейшие мировые технологические достижения практически недоступными российским пользователям.
Кроме того, наши реселлеры жалуются, что налоговая политика в целом труднопредсказуема, а видов налогов слишком много. Правда, правительство обещает уменьшить число налогов примерно до тридцати и снять налоговые льготы, введенные в виде исключений. Последнее очень важно, поскольку налоговые исключения мешают установлению в России условий для бизнеса, существующих на мировом рынке.
PC Week: Рассматривается ли в качестве выхода из сложившейся ситуации возможность инвестиций в местное производство и выпуска компьютеров Compaq на российских заводах?
З. И.: Для принятия такого решения нужно оценить, будет ли оно выгодно. Вопрос в том, какую часть стоимости составляют затраты на заработную плату и в какой мере производство автоматизировано. И даже низкая стоимость рабочей силы может иметь не столь большое значение, поскольку затраты на трудовые ресурсы в целом составляют лишь несколько процентов от общей стоимости компьютера.
Мы считаем, что основная экономия должна быть достигнута за счет оптимизации складских расходов. Современный уровень производства таков, что низкая стоимость людских ресурсов не компенсирует высоких затрат на логистику, налоги и непредсказуемость экономики. Поэтому, если вы заметили, мы даже не обсуждали на Innovate’97 вопросы повышения производительности и совершенствования организации труда.
Лучшей альтернативой совместному производству ПК мы считаем программу сборки и конфигурирования на заказ. Мы внедряем эту программу в США начиная с апреля, а со второй половины года и европейское производство будет реорганизовано аналогичным образом.
PC Week: В прошлом году корпорация IBM добилась заметного успеха на рынке ПК во многом благодаря удачной модели Aptiva. Можно ли считать недавний выпуск семейства Presario 2100 ответным шагом вашей компании?
З. И.: Сперва замечу, что новые Presario 2100 -это не продукты за $500, которых ждут многие. Еще несколько лет назад мы сказали, что машина за $500 -заманчиво, но невыполнимо. Presario 2100 -система начального потребительского уровня, и если учесть все ПО, входящее в комплект поставки, то ее цена (около $1000) весьма привлекательна. И хотя она не рассчитана на удовлетворение всех запросов потребителей, мы надеемся, что она будет иметь хороший спрос в России.
Другой вопрос состоит в том, насколько глубока должна быть локализация продукта для российского рынка. Полная локализация требует больших расходов. По-видимому, многим профессиональным пользователям она и не нужна. Но в школах, офисах и везде, где знание английского языка ограниченно, нужны локализованные продукты. Поэтому мы готовим русифицированные версии и будем поставлять их в Россию, когда объемы продаж обеспечат их окупаемость.
PC Week: Спасибо за беседу.
BDG В ЦИФРАХ
Доходы BDG в 1996 г. составили 542 млн. долл. (Центральная и Восточная Европа -29,7%, СНГ -12,4%, Южная Европа -15,8%, Ближний Восток -14,8%, Африка -22,1%). По сравнению с 1995 г. общий рост доходов составил 26%. Несмотря на то, что объем рынка ПК в СНГ вырос в 1996 г. на 13% -до 1,207 млн. шт., доходы BDG в этом регионе снизились на 15%, а доля рынка Compaq составила 3,8% (второе место среди brand name).
Источник: корпорация Compaq.