Идея создания компьютерных тренажеров, способных с высокой точностью воссоздать условия реального боя, давно привлекает военных  -  наверное, со времени появления первого компьютера. Но мало написать соответствующие программы. Еще десять лет назад скорость работы массово доступных компьютеров была слишком низка, чтобы создавать тренажерные программы, работающие в реальном масштабе времени. Минута имитации действий нескольких подразделений при более-менее удовлетворительном уровне визуализации окружающей обстановки растягивалась на часы компьютерных расчетов.

 

В последние годы появились относительно недорогие и мощные компьютеры, умещающиеся на одном столе. Они наконец позволили осуществить мечту военных на практике. В США был разработан набор стандартов для интерактивного взаимодействия объектов в реальном режиме времени DIS (Distributed Interactive Simulation), который не зависит от средств разработки, операционных систем и компьютерных архитектур. С его помощью можно объединять конкретные компьютерные модели боевой техники, управляемые людьми, через различные средства коммуникации (не обязательно компьютерные сети) с помощью формальных DIS-протоколов обмена информацией. Основные направления использования DIS  -  военные игры реального времени, всевозможные тренажеры, проектирование, тестирование, оценка боевой техники и т. д.

 

Каждый конкретный объект, участвующий в имитации, может обладать специфическими характеристиками, динамика которых описывается на языке Си в виде подключаемых модулей PDU (Protocol Data Units). С помощью PDU можно отследить степень поражения моделируемого устройства, отдать команду на деформирование его изображения или вообще превратить в груду обломков при попадании в него виртуального снаряда. DIS реализован в коммерческих продуктах, например в VEGA фирмы Paradigm Simulation, который предназначен для создания всевозможных имитаторов. VEGA имеет специальный модуль Vega DIS для объединения объектов, управляемых с нескольких клиентских мест, по протоколу DIS.

 

Сейчас разработан новый усовершенствованный стандарт DIS++, включающий в себя описание часто встречающихся в практике моделирования структур данных, новых протоколов, позволяющих учитывать новые технологии передачи данных, и т. п. Этот стандарт существенно расширяет возможности моделирования военных действий. Старый протокол DIS реализован в ряде коммерческих продуктов, распространяемых в нашей стране, поэтому можно полагать, что и обновленные версии, поддерживающие DIS++, станут доступны всем российским организациям.

 

Сергей Бобровский

 

К Сергею Бобровскому можно обратиться по адресу softart@extranet.ru.

Версия для печати