Разные корпоративные клиенты  -  разные запросы

 

На рынке программ автоматизации делопроизводства в последнее время ощущается явный подъем, которому российские разработчики активно и успешно способствуют. Тем не менее программа, близкая к идеалу, или, иначе говоря, претендующая на звание “Выбор аналитика”, на мой взгляд, еще не появилась.

 

И дело вовсе не в том, что программистские фирмы пишут плохие программы (если говорить об отечественных системах, то некоторые из них достойны самых высоких оценок не только по российским, но и по международным меркам). Просто все существующие на сегодняшний день продукты слишком узко специализированы.

 

Если говорить о заказной системе масштаба крупного предприятия, то ее специализация заключается в том, что она подгоняется под конкретного заказчика и поэтому не может рассматриваться как серийное, промышленное решение.

 

Для универсальных же продуктов, ориентированных на малые и средние предприятия, как правило, характерна функциональная неравномерность разработки. Например, претендующая на роль стандарта де-факто модель “библиотека  -  сообщения  -  пользователи” имеет у каждой фирмы свои предпочтения. Где-то она строится на основе электронной групповой почты, где-то  -  на основе альтернативных менеджеров задач и файлов Windows, где-то  -  на основе программ сканирования. И все же даже самая “уравновешенная” в этом плане программа функционально ущербна, так как не учитывает один из самых главных этапов документооборота.

 

По сути дела, любой документооборот должен заканчиваться финансово-экономическими документами, то есть бухгалтерской отчетностью. Сегодня этим занимаются программы из смежного направления автоматизации  -  бухгалтерского учета. Сложилась парадоксальная ситуация, когда ввод, перемещение и обработку документов можно осуществлять фактически в любой форме, будь то уже готовый файл, отсканированное изображение, голосовое сообщение или информация из Internet, а до логического конца этот процесс, как правило, не доходит из-за отсутствия регистрации и дальнейшего учета в электронной бухгалтерии тех финансовых операций, которые выполнены на основе подготовленных документов. А ведь именно бухгалтерские отчетные документы и собственно баланс, аккумулируя в себе все аспекты деятельности предприятия, представляют, как мы уже сказали, заключительный этап делопроизводства. Они и есть последнее звено в движении целого ряда различных первичных и промежуточных документов, вовлеченных в документооборот с помощью других объектов модели автоматизации делопроизводства (в основе их иерархии обычно находятся парадигмы работника и задания).

 

Пока электронный офис и электронная бухгалтерия существуют отдельно друг от друга, однако очевидная необходимость их слияния, несомненно, приближает тот момент, когда бухгалтерский учет станет неотъемлемой частью электронной модели делопроизводства в массовом исполнении. Вопрос в том, как это произойдет.

 

Оптимальный для пользователя вариант  -  создание массовой программы с функциональной полнотой крупной системы (вроде “Галактики”), но столь же доступной для предприятий среднего и малого размера, как, скажем, “1C:Бухгалтерия”. В обозримом будущем такой продукт, на мой взгляд, не появится. Второй вариант заключается в попытке производителей систем автоматизации делопроизводства и бухучета своими силами реализовать недостающую часть  -  соответственно модули обработки бухгалтерской информации и деловых документов. Самый главный недостаток такого решения очевиден: фирме, выпускающей программы для определенного сектора автоматизации, трудно быстро и без ущерба для качества расширить свою специализацию. Поэтому наиболее приемлемым будет третий вариант  -  объединение уже имеющихся на сегодняшний день систем бухучета и делопроизводства. Способов слияния довольно много, учитывая конкуренцию в обеих затрагиваемых областях. К сожалению, и этот вариант имеет свои слабости. Прежде всего отметим, что соединить две самостоятельные системы в одно целое довольно трудно, в результате может получиться нечто громоздкое и слабо интегрированное. Ситуация усугубляется тем, что каждое из объединяемых направлений уже включает в себя целую гамму различных технологий (в делопроизводстве это, как упоминалось выше, сканирование, распознавание, архивирование, обработка документов с помощью офисных приложений, удаленный доступ, электронная почта; в бухучете  автоматизация торговли, кадрового и складского учета, других направлений). Кроме того, на мой взгляд, интеграция делопроизводства с бухучетом требует более полного слияния технологий, чем осуществленное в прошлом объединение офисных пакетов с системами распознавания образов и электронной почты.

 

Позволю себе предположить, что рождение нового, расширенного стандарта автоматизации делопроизводства будет сопровождаться различными сложностями и потребует от участников этого процесса изрядной настойчивости и смекалки. Вместе с тем “строительный материал” (причем очень хороший) для будущего “здания” уже есть. Осталось только создать архитектурный проект, наилучшим образом использующий то, что имеется.

 

От редакции.

 

Приглашаем разработчиков программных продуктов высказать свое мнение о том, как им видятся системы электронного делопроизводства для малых и средних офисов в будущем. Предстоят ли слияния, альянсы, интеграция продуктов, или же процесс пойдет другим путем.

 

Ждем ваших комментариев по адресу: monah@pcweek.redline.ru.             

 

Станислав Короткий

Версия для печати