Популярность Internet в России растет невероятными темпами, и если два-три года назад мы были озабочены вопросом получения доступа в Сеть, то сейчас многих интересует другая проблема  -  организация своего присутствия в Сети уже не в качестве клиента, а как поставщика информации о компании и предлагаемой продукции. С каждым днем российских узлов становится все больше, есть и персональные странички, но все-таки создание собственного сервера Internet по карману не всякой компании. А многим небольшим фирмам есть что сказать о себе.

 

Обычно для представительства в Internet компании используют стандартное решение (многие ошибочно считают его единственным)  -  создают собственный узел Сети. Увы, далеко не каждая российская компания может позволить себе такие расходы. Давайте посчитаем, во что обойдется один из самых дешевых вариантов  -  организация сервера с доступом в Сеть по стандартному каналу ISDN. Для примера возьмем санкт-петербургские цены. (Да простят меня читатели из тех городов, где нет ISDN. Боюсь, что имеющиеся там другие каналы не дешевле питерского ISDN.)

 

Вот разовые затраты:

 

1  организация ISDN-соединения  -  $750;

 

1  маршрутизатор ISDN  -  $650;

 

1  по крайней мере один компьютер  -  $1000.

 

Итого $2400, не считая оплату подключения к Internet (цена зависит от провайдера и колеблется в пределах $100 - $200).

 

Далее  -  ежемесячные затраты:

 

1  аренда линии ISDN  -  $80;

 

1  оплата услуг провайдера  -  $150;

 

1  оплата трафика ISDN  -  $1300 (из расчета 3 цента в минуту при круглосуточном использовании линии без выходных дней).

 

Следовательно, суммарная месячная оплата составит приблизительно $1500. Добавьте сюда зарплату по крайней мере одного человека, который все это хозяйство будет настраивать и обслуживать, и не забудьте учесть НДС. От итоговой цифры многим станет грустно. Я тоже прошел через этот печальный этап пару лет назад, когда начал подумывать о своем узле, но расчеты показали, что это не по карману. Пришлось искать другие варианты.

 

Как говорится, свято место пусто не бывает и предложения не заставили себя ждать. Многие российские провайдеры Internet начали предлагать услуги по размещению информации на своем Web-узле еще до того, как этот узел нормально заработал (в 1995 г. мы получили несколько предложений разместить информацию на узле, который будет запущен в следующем месяце, квартале и т. п.). Но при ближайшем рассмотрении эти варианты также оказывались совершенно неприемлемыми. Во-первых, $10 в месяц за мегабайт дискового пространства без какого-либо сервиса не кажется разумной ценой. За полтора месяца своего существования наш узел вырос до 30 мегабайт (а это три сотни в месяц). Да и лежать информация будет где-нибудь на задворках сервера, куда еще нужно добраться. Нет нужды говорить о том, что URL типа http://www.something/guests/yourcompany.htm выглядит не слишком солидно, и не всякая поисковая машина проиндексирует ваши документы, а это значит, что о вас в Internet не узнают. Кроме того, в большинстве случаев вы не получите ничего, кроме дискового пространства  -  ни возможности использования форм для обратной связи, ни CGI-приложений. А о такой вещи, как организация контекстного поиска в документах, и мечтать не приходится. Если при этом учесть весьма ограниченные пропускные способности каналов российских ISP (в Петербурге это в лучшем случае 256 Кбит/с), то всякое желание создавать такой сайт пропадает напрочь. Зачем платить немалые деньги за размещение информации в таком месте, где ее никто не увидит,  -  ведь вы не станете размещать рекламу на обратной стороне обоев. Увы, мечтам опять не суждено было стать реальностью.

 

Между тем в последнее время на многих страницах в Internet начали мелькать рекламные плакаты типа “Virtual Hosting  -  $2995 per month”. На Диком Западе проблема организации узлов небольших компаний возникла уже давно и решили ее весьма изящно  -  предложив и реализовав идею виртуального узла.

 

Что же это такое  -  виртуальный узел Internet? Да просто компания ставит несколько мощных компьютеров с большим объемом дискового пространства и получает много IP-адресов для раздачи их клиентам. Остается арендовать достаточно скоростной канал (в США это гораздо проще и существенно дешевле, нежели у нас) и установить соответствующие программы для обслуживания виртуальных узлов. Не буду пытаться оценить коммерческую сторону этого дела, но судя по размаху  -  деньги оно приносит. (Кстати, такие предложения начали исходить и от российских фирм, но пока их услуги дороже, а возможностей меньше.)

 

Что же получает клиент, заплатив свои деньги? Дисковое пространство (ограниченное или неограниченное в зависимости от формы контракта), зарегистрированный в США домен (за него придется отдельно заплатить $100 в InterNIC), широкую полосу пропускания (обычно несколько сотен Кбит/с), электронную почту, серверы FTP и WWW, достаточно приличный набор приложений для работы с формами, ведения поиска и т. п. Но, увы, многие из нас не обращают внимания на подобные предложения, воспринимая их как навязчивую рекламу. И  -  как я выяснил  -  совершенно напрасно.

 

В один прекрасный вечер я наконец-то обратил внимание на рекламный плакат, где предлагали широчайшие возможности всего за $35 в месяц. Не поверив, я отправился по указанному адресу, пытаясь понять, где же тут спрятан обман. И, представьте себе, нашел. Это стоило не $35, а $2995. Мои сомнения несколько поколебались, но, по-прежнему ожидая подвоха, я написал письмо в одну из предлагающих такие услуги компаний: “А правда ли что?... А будет ли ваш сервер работать с документами на русском языке?”. Через полчаса получаю ответ (в США в это время то ли поздняя ночь, то ли очень раннее утро): “А вы присылайте свои файлы, мы их выложим на сервер, и сами посмотрите, как будут выглядеть русские тексты”. Готовлю HTML-файлы, и отослав их, отправляюсь домой. Наутро нахожу ответ с указанным URL для доступа к своим данным и, просмотрев страницы, вижу, что все нормально. Однако до конца сомнения еще не рассеялись  -  крепка привычка ждать каких-нибудь каверз от любого сервиса, а тут еще и заграничного. После пары дней раздумий решаю, что суммой в $140 ($50 за регистрацию и оплата за 3 месяца вперед) можно рискнуть, и отправляю по электронной почте официальный запрос на организацию виртуального узла. Через непродолжительное время приходит ответ: “Ваш адрес 207.58.117.95, login и пароль для доступа через Telnet такие-то. Заявка на регистрацию домена передана в InterNIC и будет рассмотрена в течение 2 недель. Пока же вы можете обращаться к узлу, используя в URL свой IP-адрес”. Продолжая в глубине души сомневаться, набираю в строке Netscape указанный адрес и вижу: “This site is under construction and will be available soon”. Быстренько архивирую HTML-документы (к тому времени у нас уже была гостевая страничка на сервере http://www.atlant.ru  -  спасибо им за предоставление такой возможности) и переношу их на свой новый узел. Все проходит на удивление легко и через несколько минут уже мог любоваться своим сервером в Сети. А к концу рабочего дня DNS увидел домен bilim.com (вот вам и двухнедельная регистрация в InterNIC). Результаты вы можете увидеть сами.

 

Не стану убеждать читателей, что мы не столкнулись ни с какими проблемами, но служба технической поддержки компании Saturn Service (действительно круглосуточная) всякий раз решала их в кратчайшие сроки.

 

Рекламу подобных услуг вы можете найти на многих страницах в Сети (в том числе и на нашем сервере). А если есть какие-либо вопросы, пишите по адресу: info@bilim.com.

 

Николай Малых

 

С президентом петербургской компании Bilim Systems Николаем Малых можно связаться по адресу: nmalykh@bilim.com.