Метод Берста
У меня есть приятельница, которая по-своему ест мороженое в вафельном рожке, - она откусывает снизу кончик рожка, а потом высасывает содержимое.
Нечто похожее происходит сегодня на компьютерном рынке. IBM с гордостью демонстрирует всем глазурь, покрывающую мороженое в рожке, который она держит в своих руках, а Microsoft тем временем потихоньку отъедает его нижнюю часть. Когда же руководство IBM сообразит, что происходит, ничего, кроме пустого рожка, уже не останется.
Я говорю, ты говоришь
Недавно корпорация Microsoft устроила “День масштабируемости”, чтобы продемонстрировать, как Windows NT может поддерживать приложения уровня предприятия. IBM тут же принялась кричать (и с полным основанием), что NT по своим возможностям нельзя даже сравнивать с высокопроизводительными мэйнфреймами и Unix-системами. Она утверждала (и справедливо), что масштабируемость не представляет никакой ценности, если отсутствуют доступность, надежность, управляемость и защищенность.
Но IBM промахнулась. Она думала, что Microsoft собирается вот так сразу взять да и вышвырнуть мэйнфреймы с их законного места. Вовсе нет: Microsoft хочет окружить их серверами под управлением Windows NT. И Windows NT медленно, но верно продвигается к поставленной цели. Однако лет через пять, когда после непрерывных усовершенствований эта ОС станет стандартом вычислительных систем предприятий, Microsoft и предложит своим клиентам заменить старые системы на мэйнфреймах системами, работающими под NT.
Взбитые сливки
IBM может потерпеть сокрушительное поражение потому, что ее руководство не понимает смысла термина “масштабируемость”. Это слово означает возможность начать с малого и постепенно перейти к большему, ни разу не начав все сначала. С той частью определения, где говорится о переходе к большему, у IBM проблем нет - мэйнфреймы ее производства выполняют больше работы, обрабатывают больше транзакций и обслуживают больше пользователей, чем любая другая система под управлением Windows NT. И в IBM полагают, что им удастся победить в войне масштабируемости благодаря тому, что их системы способны развиваться дальше.
Вот тут-то они и ошибаются. IBM проиграет эту войну потому, что не может начать с малого. Ее высококлассное аппаратное и программное обеспечение слишком дорого и слишком сложно в эксплуатации для рабочих групп и небольших организаций. Отсутствие подобной стартовой точки IBM в дешевом секторе рынка стало основой стратегии Microsoft, которая позволит ей в течение следующих пяти-семи лет значительно сократить бизнес IBM в области систем уровня предприятия.
Потенциальный рынок продукции Microsoft - это не какие-нибудь несколько тысяч высокопроизводительных систем для вычислительных центров компаний из списка Fortune 500. Вице-президент фирмы Gartner Group Скотт Уинклер считает, что Windows NT является масштабируемой для “80 - 90% приложений”. И Microsoft собирается заглотить эти 90% в предстоящие несколько лет, а затем заняться оставшимися 10%.
Когда я спросил, не собирается ли IBM снизить цены, чтобы как-то противостоять Microsoft, представитель корпорации по связям с прессой ответил набором расхожих фраз о послужном списке IBM. Похоже, что в корпорации не понимают всей сложности сложившейся ситуации, а поймут примерно лет через пять, когда Windows NT станет самой распространенной ОС для систем масштаба предприятия, специалисты по информационным технологиям, начинающие сейчас с систем под управлением Windows NT, захотят поставить ее и на более мощные машины, а опыт работы с продукцией IBM в отрасли сойдет на нет. Но тогда уже будет слишком поздно.
Есть ли вообще у IBM какая-нибудь надежда? Поймет ли ее руководство, что Microsoft высасывает мороженое из ее рожка, съедая ее долю рынка? Будет ли создана система, пригодная для эксплуатации в малых масштабах и способная обеспечить гладкий переход ко все более крупным? Своим мнением по этим вопросам вы можете поделиться, направив мне письмо по адресу: jesse@jesseburst.com. Некоторые из наиболее интересных писем будут опубликованы.
Джесс Берст
Джесс Берст - главный редактор
раздела ZDNET Anchor Desk
( http://www.anchordesk.com ).