”Дилайн” прекращает дистрибуцию ПО
В начале июля дистрибьюторский центр “Дилайн” сообщил о том, что в результате переговоров с Microsoft было принято обоюдное решение не продлевать действие дистрибьюторского договора, срок которого истек 30 июня этого года. Более того, проанализировав состояние и перспективы развития дистрибуции ПО, руководство “Дилайн” пришло к выводу о необходимости полного прекращения продажи ПО как самостоятельного товара с 31 июля 1997 г.
Такая информация вряд ли стала большой новостью для тех, кто следит за бизнесом одного из лидеров отечественной дистрибуции. Доля ПО в объеме поставок фирмы всегда была незначительна и имела отчетливую тенденцию к снижению (в течение 1996 г. с 5% до 2%). За последние полтора года из числа поставщиков центра постепенно выпали производители ПО - Borland, Inzer, Corel, Lotus, Nikita.
Событие это не стоило бы особого внимания, если бы не довольно спорные комментарии, приведенные в пресс-релизе “Дилайн” по поводу прекращения распространения ПО, в котором нашли отражение взгляды руководства фирмы на данную проблему. (Генеральный директор “Дилайн” Сергей Экскин говорил примерно то же самое осенью прошлого года на одном из заседаний дилерского симпозиума фирмы.) Дело в том, что в пресс-релизе не просто отмечается нецелесообразность данного вида деятельности конкретно для “Дилайн”, но и ставятся под сомнение перспективы дистрибуции ПО в принципе.На самом деле отказ со стороны “Дилайн” от поставок ПО является вполне естественным процессом специализации деятельности компаний и признанием того, что дистрибуция техники и программ - “две большие разницы”. В определенной мере это свидетельствует об устойчивости позиций фирмы, которой сегодня уже не требуются громкие имена лишь ради пополнения списка поставщиков.
Несмотря на проблемы с развитием отечественного рынка ПО, в России сегодня имеется ряд компаний, которые достаточно успешно работают именно в области дистрибуции ПО по различным моделям бизнеса: широкая дистрибуция (CHS/Lamport), проектная дистрибуция (Merisel, “Ланит”), специализированная дистрибуция в сфере ПО (“1C”).
В настоящее время никто из реальных участников рынка ПО не ставит под сомнение важную роль дистрибьютора в традиционной схеме взаимодействия поставщиков с дилерами и конечными пользователями. Более того, значение дистрибьюторских каналов растет в связи с отчетливой тенденцией к расширению объемов продаж ПО в целом и увеличением в них доли отечественных продуктов. Об этом, в частности, говорят данные “1С” и CHS: по мере расширения бизнеса российские разработчики сами переходят от прямых поставок дилерам к работе через дистрибьюторов. И еще одна важнейшая функция, которую выполняет дистрибьютор, - транспортировка продукции через таможню.
Что же касается конкуренции со стороны Internet, то сегодня она рассматривается как перспективный инструмент для совершения сделок, но не в качестве серьезного канала поставок продуктов. В этой связи нужно отметить целый ряд как технических (объем ПО, похоже, растет быстрее, чем пропускная способность линий связи), так и юридических проблем (например, транспортировка через таможенные границы). В любом случае, основным видом распространения коммерческих программных продуктов сейчас по-прежнему являются “коробочные” поставки. Таким образом, представляется, что прогнозы “Дилайн” по поводу дистрибуции ПО не очень обоснованны. Другой вопрос, что каждый должен заниматься своим делом.
Андрей Колесов