Сточки зрения практического применения информационных технологий представляет интерес знакомство с системой бронирования туров Genesis Travel, созданной в результате сотрудничества двух московских фирм - туристической справочной службы “Знак вопроса” и компании Genesis Net. Подобный альянс выглядит вполне естественно. ТСС “Знак вопроса” уже более года целенаправленно занимается сбором и систематизацией информации о туристическом рынке. А Genesis Net с момента своего основания в 1993 г. специализируется на создании и поддержке компьютерных систем для работы с базами данных в режиме удаленного доступа в различных предметных областях.
Цель данного проекта - обеспечить деловые контакты туроператоров (тех, кто организовывает туры) и турагентов (тех, кто ищет клиентов). Первые могут вносить в базу данных в онлайновом режиме сведения о предлагаемых ими турах, вторые - просматривать базу текущих предложений и сразу проводить бронирование нужных путевок (оплата производится уже потом в офисе). Такова основная схема первого этапа проекта, за которым должно последовать создание систем бронирования билетов на транспорте, мест в гостиницах, проката транспортных средств и пр.
Чтобы стать абонентом Genesis Travel, необходимо заплатить всего 20 долл. В эту стоимость входит регистрация клиентов, предоставление им соответствующего клиентского ПО (под Windows 95), а также услуги по его установке и настройке модема. Более того, каждому клиенту предоставляется возможность общаться со всем Internet-миром через электронную почту, для чего выделяется соответствующий адрес. Дальнейшая оплата взимается только с туроператоров в виде определенного процента от совершенных сделок. По словам коммерческого директора Genesis Net Сергея Хрипко, проект еще только “стартует” и на начало июля его абонентами стало немногим более двадцати туроператоров и сорока турагентов (для сведения: только в Москве около трех тысяч тур-операторов).
Почему выбрана такая архитектура?
Система Genesis Travel после первого знакомства с ней оставляет впечатление достаточно элегантного и простого в эксплуатации решения, которое, наверное, окажется полезным для потенциальных клиентов, хотя проблема соответствия идеальной схемы реальным условиям работы уже появилась.
Хотелось бы остановиться на некоторых моментах, связанных как с технической стороной проекта, так и с общей стратегией его реализации. Прежде всего, интересно - почему в основу этой классической клиент-серверной системы положены собственные разработки и стандарты (клиентская и серверная программные части, протоколы обмена по модему и пр.), а не стандартные Web-технологии? Подобная схема выглядела бы неплохо еще пару лет назад, но насколько перспективна она сегодня? Доводы специалистов Genesis Net в пользу своего решения показались нам не очень-то убедительными.
1. Действительно, эффективность обмена по телефонным каналам можно повысить за счет использования специальных транспортных протоколов и снижения объема передачи данных для настройки пользовательского интерфейса на клиентском компьютере. Но даже если удастся уменьшить нагрузку на линии связи в 1,5 - 2 раза (это завышенная оценка), то так ли это важно для подобной системы, где интенсивность трафика - текстовая и числовая информация - не очень велика?
Одна из основополагающих идей Web-технологии заключается в использовании на клиентском компьютере только стандартных средств в виде одного браузера. При этом все функции, касающиеся привязки клиента к решению конкретной задачи, переносятся на сервер. Конечно, это приводит к увеличению потока обмена данными. Но зато резко снижаются затраты на сопровождение и развитие системы - проблема на сегодня более чем актуальная. (Представим себе, что абонентами системы стали свыше тысячи человек и вам нужно периодически устанавливать у них обновленное клиентское ПО!)
2. Вроде бы серьезным аргументом, доказывающим целесообразность применения предложенного варианта системы, является то, что пользователям не нужно становиться клиентами Internet-провайдеров и платить за это дополнительные деньги. Впрочем, это касается лишь москвичей, жителям же других городов придется все равно пользоваться услугами Internet; по словам авторов проекта, такой вариант доступа также реализован, но только через их пакет клиентского ПО.
Но ведь Genesis Net выступает перед своими клиентами в роли провайдера Internet, и никакие дополнительные посредники уже не нужны. Кстати, предоставление фактически бесплатных Internet-услуг чревато весьма серьезными последствиями: можно легко захлебнуться в потоке клиентов. Неудачный пример подобного проекта с Extranet (см. PC Week/RE, № 21, с. 21) довольно поучителен.
Конечно, можно понять доводы руководителей фирмы: собственный опыт и наработки, сильный коллектив программистов и пр. Но стоит ли сегодня создавать собственный почтовый клиент, если на каждом компьютере уже есть по крайней мере Internet Mail и Exchange?
Цель автоматизации - изменение традиционной схемы работы
Помимо технических возникают также серьезные проблемы, связанные с общей концепцией создания системы. Фактически Genesis Travel просто воспроизводит существующую сейчас схему взаимодействия туристических операторов и агентов.
Однако в недалеком будущем подобные информационные системы принципиально изменятся. Они будут ориентироваться на прямые контакты между клиентами и поставщиками услуг без посредников (агентов). К тому же эти системы должны позволить клиентам самостоятельно выходить непосредственно на гостиницы, авиакомпании и пр., что и предусмотрено планом развития Genesis Travel. Но следует заметить, что даже в случае реализации такой модели прямых контактов посредники (операторы и агенты) вряд ли совсем исчезнут, хотя их роль в общей структуре турбизнеса изменится.
Возникает еще один принципиальный вопрос: а насколько перспективна идея создания системы бронирования туров, гостиниц и билетов в виде централизованной базы данных? Чтобы ответить, достаточно обратиться к сегодняшнему западному опыту, который мы повторяем с некоторой задержкой во времени. Скорее всего, мы будем иметь дело с наличием достаточно большого числа Web-ресурсов у каждого отдельного участника этого рынка. В результате необходимость в специализированных серверах, подобных созданному компанией Genesis Net, возможно, даже возрастет, но не потому, что они способны хранить базу данных всех клиентов, а потому, что с их помощью можно выполнять поисковые, аналитические и другие посреднические функции.
Разумеется, при этом возникнет целый ряд других проблем, например, каким образом зарабатывать на этом деньги, но это уже другой, вполне решаемый вопрос. (Сегодня все сделки автоматически централизованно фиксируются, а при распределенной схеме такой учет нужно будет вести по-другому.)
Поэтому, вероятно, уже сегодня имеет смысл опробовать подобную схему работы на базе Internet, например, не создавая единой базы данных услуг, а предоставляя на своем Web-узле для каждого туроператора собственную страницу, построенную по определенному стандарту. В случае успеха подобного проекта можно перейти к распространению созданного стандартного решения по всей отрасли, контролируя при этом появление новых информационных ресурсов.
Проблема безопасности
Доводы разработчиков в пользу ограничения прямого доступа клиентов к системе связаны с проблемой ее безопасности. На Западе подобные системы функционируют при наличии финансовой ответственности со стороны клиента через механизм кредитных или дебетовых карточек (полной оплаты сделки или залога при бронировании). Описываемая же система совершенно не защищена от простейшей диверсии: можно, например, забронировать все путевки у оператора-конкурента, а потом их не выкупить.
Однако здесь есть несколько возражений. Во-первых, от таких штук не застрахован и данный вариант проекта - это может сделать любой подставной агент. Во-вторых, перспектива карточных расчетов в России не столь уж отдалена. И в-третьих, проблемы безопасности коммерции в Internet давно известны, равно как и основные принципы ее обеспечения.
Вопрос к ТСС “Знак вопроса”
Фирма “Знак вопроса” является идеологическим вдохновителем проекта в области его содержательной части. Ее специализация - предоставление самых разнообразных бесплатных справок по телефону о туристических маршрутах, турфирмах, гостиницах, пляжах и пр. Для этого используется довольно мощная внутренняя компьютерная информационная система. Однако здесь снова возникает проблема: почему бы не предоставить клиентам прямой онлайновый Internet-доступ, хотя бы к общедоступной части базы данных? Разумеется, компьютер не заменит полностью общение с человеком-экспертом, но оптимизировать объем запросов при растущем трафике сможет вполне. (Например, уже сегодня прямой выход в Internet дешевле установки 3 - 4 дополнительных телефонных линий.) Нам же ответили на этот вопрос примерно так: “Да, мы знаем о возможностях Internet-технологий, но планов по их применению пока нет. Наши потенциальные клиенты еще довольно далеки от компьютеров и Сети”.
В этой связи нужно отметить следующее. Во-первых, по всем прогнозам, ситуация с использованием Internet в России меняется довольно быстро, и прежде всего в Москве, где услугами Internet пользуется все большее число представителей среднего класса (на кого, собственно говоря, и ориентируется сегодня туристический бизнес). Во-вторых, раскрутка общедоступных информационных Web-серверов требует довольно много времени. Поэтому к моменту, когда клиенты “созреют”, нужно подойти во всеоружии.
К тому же следует помнить о главном принципе успеха в сфере высоких информационных технологий: выигрывает тот, кто выходит на рынок первым.
Телефоны компаний: Genesis Net -
(095) 195-9458, “Знак вопроса” -
(095) 409-8780.
Андрей Колесов
С Андреем Колесовым, обозревателем PC Week/RE, можно связаться по адресу: akolesov@glasnet.ru.