ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД

 

У Стравинского в “Весне священной” есть место, где в соло на фаготе одна нота звучит так нежно и осторожно, словно она в любой момент может вдруг оборваться, как паутинка на ветру. Некоторое время в музыке сохраняется безмятежность, но очень скоро, даже слишком скоро все вдруг обрушивается в дисгармоничную какофонию, почти болезненную для слуха.

 

Фирма Citrix Systems сегодня идет над пропастью как раз по такой паутинке.

 

После недавних соглашений с корпорацией Microsoft руководство фирмы, вероятно, наслаждается сознанием факта состоявшегося вознесения на небеса. Однако если ему не удастся в кратчайшие сроки добиться переоснащения своего инструментария, низвержение в бездну неминуемо.

 

Начнем с того, что большая часть технологий Citrix опирается на Windows NT, и для преобразования ее в многопользовательскую систему нужно обеспечить взаимодействие ПО Citrix с Windows NT. И даже если специалистам компании удастся вовремя обновить свои продукты, им придется учитывать то обстоятельство, что руководство Microsoft не приветствует множественности используемых версий NT. Оно отдает предпочтение единству.

 

Citrix добилась слишком больших успехов, чтобы Microsoft могла позволить себе по-прежнему не замечать ее. Microsoft нужна была технология Citrix, но платить за нее слишком дорого тоже не хотелось. Так начались поиски путей к соглашению.

 

Посудите сами  -  всего лишь за несколько недель до объявления о лицензионном соглашении представители Microsoft говорили о поисках многопользовательской технологии для NT где угодно, только не у Citrix  -  единственной компании, добившейся успеха на этом фронте.

 

Сам по себе этот альянс, в сущности, сводит стоимость компании к 200 млн. долл. вместо исчисляемого по рыночным оценкам миллиарда. Другими словами, Citrix была не в самом удобном положении, чтобы отказывать Microsoft, когда та обратилась к ней со своими предложениями.

 

Фактически Microsoft удалось заключить баснословно выгодную сделку, заплатив за проверенную практикой технологию всего 75 млн. долл., не считая 100 млн. лицензионных отчислений.

 

А теперь и это соглашение оказалось под вопросом.

 

Похоже, что интерпретации сделки в устах руководителей Citrix и Microsoft имеют между собой мало общего. В отношении ближайшего будущего текст соглашения не оставляет большого простора для толкований. Microsoft будет использовать и поддерживать принадлежащие Citrix технологии WinFrame и ICA (Independent Computing Architecture  -  независимая вычислительная архитектура). Но что должно случиться потом  -  уже не столь ясно.

 

На серверном фронте Microsoft собирается постепенно интегрировать многопользовательскую технологию в Windows NT 5.0. Частично это будет технология, разработанная специалистами Citrix, частично  -  собственные разработки Microsoft, а частично  -  достижения французской компании Prologue.

 

Однако для связи с сервером по-прежнему необходим клиентский компонент  -  а это уже сфера применения ICA, и здесь между Citrix и Microsoft есть разногласия.

 

Ничто не мешает Microsoft осуществить разработку собственной клиентской архитектуры и укомплектовать свои настольные ОС основанными на ней продуктами. Очевидно, что технология ICA окажется лишней, потому что Microsoft использует для клиентского компонента технологию своей системы конференцсвязи NetMeeting.

 

Таким образом, Citrix оказывается не при сервере и не при клиенте  -  то есть вообще ни при чем.

 

Так что же ей делать? Эта компания впрягла в свой экипаж одну-единственную рабочую лошадку, да и та вдруг обрывает постромки. Конечно, еще остаются вырученные наличные и, очевидно, высококвалифицированные программистские кадры, однако не подлежит сомнению, что Citrix придется заново обретать себя в каком-то другом качестве.

 

Иногда такая реинкарнация может обернуться немалым благом. Например, “Весна священная” была написана как балет, но в этом качестве получила довольно холодный прием. Впоследствии его фрагменты использовались как концертные номера, благодаря чему само произведение получило большую популярность в музыкальном мире.

 

Джон Ташек

 

Что станет завтра с небольшими компаниями, располагающими выдающимися технологиями? Свое мнение вы можете сообщить Джону Ташеку по адресу: john_taschek@zd.com.