Бизнес
Темпы роста продаж ПК в России превышают европейский уровень
По данным исследовательской корпорации IDC (http://www.idcresearch.com), во II квартале нынешнего года в регионе Европа - Ближний Восток - Африка (Europe, Middle East and Africa - EMEA) было продано персональных компьютеров на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем быстрее всех увеличивался рынок государств Ближнего Востока и Африки (15,5%), далее следуют Восточная Европа (13,2%) и “отстающая” Западная Европа (11,2%). В структуре продаж преобладали поставки бизнес-ПК. “Корпоративный рынок оказался намного сильнее рынка домашних ПК и обеспечил общий прирост продаж, - сказал Филип Уильямс, менеджер IDC по исследованию европейского рынка персональных систем. - Рынок домашних компьютеров сейчас находится в несколько подавленном состоянии, за исключением Франции и Бенилюкса”.
Эксперты IDC отмечают высокий уровень продаж блокнотных ПК в Европе. По сравнению с прошлым годом во II квартале ноутбуков здесь было продано на 14,4% больше, а настольных ПК - лишь на 10,6%.
Западно-европейский рынок остается ведущим в регионе, а немецкий - самым крупным на нем (он занимает третье место в мире). И хотя поставки ПК в Германии выросли во II квартале лишь на 3%, столь скромный показатель был компенсирован высоким уровнем продаж в других ведущих странах Западной Европы, главным образом в корпоративном секторе. Так, показатель Швеции - 27%, а Италии, долго пребывавшей в состоянии апатии, - 19%. Довольно удачно сложились дела на рынках Великобритании, Франции и Голландии. Этому способствовало резкое снижение цен главными поставщиками, ориентирующимися на покупателей из сферы малого бизнеса. Дилеры и дистрибьюторы стремились как можно быстрее распродать запасы машин с не-ММХ процессорами, несмотря на то, что потенциальные покупатели демонстрировали упорное нежелание что-либо покупать.
Compaq сохранила первое место в EMEA с 14%-ной долей рынка, успешно воспользовавшись преимуществами модели прямых продаж, которую исповедует корпорация Dell. Более того, Compaq удалось увеличить отрыв от ближайшего преследователя корпорации IBM, - у которой снизились объемы продаж ПК в Восточной Европе. Лучше, чем в прошлом году, шли во II квартале продажи компьютеров Hewlett-Packard, Dell и Siemens Nixdorf. А вот показатели Apple и Olivetti ухудшились.
В Восточной Европе быстрее всего росли рынки России (17%) и Польши (16%). В Польше половину всех проданных ПК приобрели предприятия малого бизнеса. Высокий показатель России во многом связан с низким уровнем продаж компьютеров во II квартале прошлого года из-за президентских выборов. Лидеры международного рынка ПК рассматривают российский рынок в качестве одного из самых потенциально перспективных. Причин тому несколько: во-первых, страна очень велика; во-вторых, этап офисной автоматизации еще далек от завершения; и в третьих, развитие информационных технологий сосредоточено в основном вокруг ПК.
Из других восточноевропейских стран удачно складывались дела в Словакии, где хорошо шли продажи ПК в рамках проектов. Венгерский рынок вырос незначительно, а чешский уже второй квартал подряд демонстрирует спад продаж, что связано с девальвацией национальной валюты и ухудшением экономического положения.
В большинстве восточно-европейских стран наилучшие позиции у местных сборщиков компьютеров. В России продолжает лидировать “Вист” с 15,5%-ной долей рынка, а в Польше - Optimus (23% рынка).
Весьма контрастен по итогам II квартала рынок Ближнего Востока и Африки. Саудовская Аравия и Турция продемонстрировали очень быстрый рост - 62 и 28% соответственно. В то же время на рынках Израиля и ЮАР - затишье или даже некоторый спад.
Алексей Максимов