Понятие сетевого компьютера, сокращенно называемого NC, появилось в США в 1996 г. И не просто появилось, а с большой помпой - утверждалось, что NC вскоре оставят обычные ПК далеко позади. Но каково же положение дел с сетевым компьютером сегодня? Ответ на этот вопрос попытались дать европейские аналитики в отчете The European Market for Network Computers, который вскоре будет опубликован исследовательской компанией Frost & Sullivan (http://www.frost.com).
Но вначале немного истории. В 1996 г. в Сан-Франциско состоялась встреча специалистов пяти американских компаний - Apple Computer, IBM, Netscape Communications, Oracle и Sun Microsystems, посвященная теме: использование новых коммерческих возможностей, открывающихся в связи с развитием Интернет. Новичком в этой группе была корпорация Netscape, но она к тому времени уже завоевала прекрасную репутацию благодаря своему ПО Netscape Navigator. Именно этот продукт заставил Microsoft ввязаться в сражение браузеров и применить все доступные методы ведения войны.
Но тон на встрече задавала не Netscape, а корпорация Oracle. Ее лидер Ларри Эллисон искал технологию, которая помогла бы вытеснить Microsoft с доминирующей позиции на рынке ПК. В течение нескольких месяцев до встречи пятерки Oracle проводила по всему миру консультации с различными компьютерными компаниями в поисках идей. Среди этих компаний была и британская фирма Acorn, в предыдущие десять лет хорошо себя зарекомендовавшая своими разработками в области микрокомпьютеров.
Oracle вышла на встречу с идеей архитектуры компьютера для доступа в Сеть и выполнения Интернет-приложений. В свою очередь Sun Microsystems предложила свой язык Java, предназначенный для работы на всех типах компьютерных платформ - от многопроцессорных серверов до встраиваемых в бытовые устройства приложений. Результатом встречи пятерки стало создание чернового варианта спецификации сетевого компьютера, который был вынесен на открытое обсуждение. Через десять месяцев был принят окончательный вариант спецификации.
Аналитики Gartner Group показали, что разница в стоимости создания и пятилетней эксплуатации сетей на основе ПК и NC может оказаться впечатляющей. Например, если сеть из пяти ПК стоит 164 тыс. долл., то альтернативное решение на основе NC обойдется в 103 тыс. долл., что на 37% дешевле. С увеличением числа компьютеров экономическая эффективность архитектуры сетей на базе NC растет. Построение и пятилетняя эксплуатация сети с 45 ПК в качестве рабочих станций потребует более 1 млн. долл., а решение с 45 NC обойдется на 60% дешевле. И наконец, в случае 300 станций сетевая архитектура с NC будет стоить лишь треть от стоимости аналогичной архитектуры с ПК.
Каково состояние дел в области NC в Европе? Эксперты Frost & Sullivan отмечают устойчивый рост этого рынка, хотя и не столь быстрый, как прогнозировали некоторые аналитики. Если в 1996 г. европейский рынок NC был ничтожно мал, то к 2000 г. ожидается его рост до уровня 500 млн. долл., а к 2005 г. - почти до 2,8 млрд. долл. В структуре продаж до двух третей придется на “железо”, одна пятая - на сервис и остальное - на ПО. Больше всего NC будет продано в Германии (примерно треть от европейских поставок). Вторым по величине рынком станет Великобритания, далее - Франция и Италия.
По оценкам Frost & Sullivan, в первые годы развития рынка NC эти устройства будут приобретать для замены устаревших терминалов для больших хост-машин, например терминалов 3270 для мэйнфреймов или 5250 для AS/400. На следующей стадии определяющим фактором роста рынка станет закупка NC для заново создаваемых сетей с мощными серверами.
Сегодня не приходится говорить о противостоянии NC и ПК. Цена среднего ПК продолжает падать, а мощность расти. Создателям NC предстоит еще решить задачи удешевления, повышения производительности и улучшения модернизируемости этих устройств. По мнению аналитиков Frost & Sullivan, значимость рынка NC будет расти, но он никогда не превзойдет рынок ПК.
Алексей Максимов