ВЫСТАВКИ

 

Старинная “ярмарка образцов” демонстрирует современные продукты ИТ

 

С 17 по 20 сентября в немецком городе Лейпциге проходили выставки Innovation’97, BIK’97 и Internet Vision’97 (две последние были объединены). Эти выставки оказались особенно интересны тем, что на них можно было не только ознакомиться с последними разработками немецких и международных компьютерных компаний, но и увидеть, как Германия решает проблемы экономического развития своих Восточных земель, во многом схожие с нашими, российскими.

Новый ярмарочный комплекс в Лейпциге

 

История Лейпцига неразрывно связана с ярмарочно-выставочной деятельностью. Впервые город получил право свободно торговать в 1165 г., а ровно 500 лет назад кайзер Максимилиан I даровал Лейпцигу императорскую ярмарочную привилегию, обеспечивавшую защиту купцов и налагавшую запрет на проведение подобных ярмарок в прилегающих епископствах. И сегодня традиции продолжаются: местные “купцы” от информационных и других технологий не прочь воспользоваться защитой и поддержкой федерального и саксонского правительств, а в прошлом году Master-Messe (“ярмарка образцов”, отсюда и символом Лейпцигской ярмарки является сдвоенная “М”) получила сказочный подарок  -  суперсовременный ярмарочный комплекс стоимостью 1,335 млрд. немецких марок.

 

Сдвоенная буква "М" - символ "Ярмарки образцов"

Ажурный архитектурный комплекс занимает общую площадь 272,3 тыс. кв. метров, а полезная выставочная площадь составляет 102,5 тыс. кв. метров. Под единой крышей расположены не только пять павильонов, но и Лейпцигский конгресс-центр (CCL), включающий семь залов вместимостью от 100 до 1000 человек, восемь семинарских помещений на 36 человек каждое и четыре банкетных зала, вмещающих по 35 человек. Продумано буквально все: удобный внешний подъезд с проходящей поблизости скоростной автострадой, стоянка более чем для 7000 автомобилей, цифровая коммуникационная инфраструктура, основанная на проводной ISDN- и беспроводной DECT-сети (когда мне понадобилось найти аналоговую телефонную линию, чтобы через модем подключить ноутбук к Интернет, пришлось провести в пресс-центре специальное изыскание). Если сравнивать с выставочным центром Deutsche Messe в Ганновере (место проведения CeBIT), то при всей разнице масштабов (в Ганновере около 30 павильонов) складывается впечатление, что комплекс Лейпцигской ярмарки скроен на дальнюю перспективу, и не приходится сомневаться в возрождении былой славы самого большого города Саксонии.

 

Благодаря территориальному расположению города ярмарки в Лейпциге всегда играли значительную роль в общих связях Восток  -  Запад. После объединения Германии и распада социалистического лагеря интенсивность обмена информацией, продуктами и технологией между странами Восточной и Центральной Европы, ради которого и собирались в Лейпциге специалисты самых различных отраслей, резко упала, что объективно никому не выгодно. И если в двух павильонах пятой по счету Innovation еще можно было ощутить присутствие российских экспонентов (из компаний, связанных с ИТ, мне удалось обнаружить только Национальный мультимедиа-центр), то на шестом BIK их не было ни одного. А ведь многие могли бы показать себя в Лейпциге, воспользовавшись имеющимися на межправительственном уровне соглашениями и фондами. Да и участие в BIK несравненно дешевле, чем в CeBIT, и “потеряться” здесь труднее. А кроме того, как признались представители IBM Deutschland, “...нам здесь как-то не хватает российских компьютерных фирм”.

 

Открытие выставок прошло с большой помпой. Впечатляющая мультимедийная анимационная презентация продемонстрировала потенциальные возможности местных специалистов. На ее создание компании Digital Systems и студентам колледжа независимых технологий и бизнеса из Лейпцига потребовалось четыре месяца, причем на подготовку одной секунды фильма пришлось потратить 100 часов машинного времени. А готовилась трехмерная презентация одновременно на 100 компьютерах. В общем, это был действительно красивый фильм. Ну а затем четыре дня работала большая выставка, сопровождавшаяся тематическими симпозиумами (репортаж о некоторых экспонатах вы найдете на с.54-58).

 

Церемонию открытия почтил своим присутствием доктор Гюнтер Рексродт, министр экономики Германии. Говорил он в основном о наболевших макроэкономических проблемах Восточных земель, но судите сами, насколько близки они российским: как ликвидировать нарастающий разрыв между научными исследованиями и созданием коммерческих продуктов, как поддержать обуреваемую идеями молодежь, где достать денег для рискованных инвестиций, не залезая в государственный карман, как правильно организовать финансовую поддержку инвестиционных проектов, не нарушая принципов рыночной экономики, и т. п. По словам д-ра Рексродта, перед федеральным правительством стоит задача помочь превратить знания, идеи и ноу-хау в реальные продукты. Основное внимание сфокусировано на поддержке собственного бизнеса людей с оригинальными идеями. “Современная структура университетского образования осталась такой же, как и 30 лет назад. Оно обладает высоким качеством, оно учит основам технологий, экономики и бизнеса, но не стимулирует самостоятельную деятельность людей,  -  считает министр.  -  Поэтому в последние два года созданы фонды и организованы курсы, на которых можно узнать, как организовать собственный бизнес и реализовать свои идеи”.

 

Но д-р Рексродт не только обозначил проблемы, но и объяснил, каким образом правительство их решает. 86% экономического потенциала бывшей Восточной Германии концентрируется в средних и малых предприятиях. Для новых земель создан инвестиционный фонд East объемом 500 млн. марок в год. С 1991 г. девять из десяти компаний получили федеральные гранты для реализации инновационных проектов. 50% местных компаний, насчитывающих не более 20 работников, не могут проводить собственные исследования. Поэтому правительством налажена информационная сеть узлов передачи технологий, через которые компании могут установить необходимые контакты с разработчиками. Точками кристаллизации выступают независимые исследовательские компании с ограниченной ответственностью, концентрирующие треть восточно-германского потенциала промышленных разработок.

 

Министр видит путь в развитии рынка частного венчурного капитала. “Государство не может выступать инвестором, потому что в этом случае будет уже не венчурный капитал, а государственный,  -  заявил он.  -  Нужно создавать акционерные инвестиционные фонды и привлекать банки к рискованным вложениям денег. Риск  -  необходимый элемент экономического развития. А государство должно защитить этот рынок”.

 

Не менее важным фактором, чем деньги, министр считает конкуренцию и либерализацию экономических отношений. “Научные исследования и разработки должны быть ориентированы на рынок, а помощь государства не может быть бессрочной,  -  пояснил д-р Рексродт.  -  В свое время в Западной Германии был сделан ряд ошибок, в частности при государственном регулировании развития микроэлектроники. Мы говорим "да" помощи в научных исследованиях, "да"  -  финансовой поддержке, но также "да"  -  и рыночной экономике”.

 

Германия с большим интересом ждет грядущей отмены монополии в области телекоммуникаций. “Либерализация этой сферы вызывает бум. Мы уже могли это наблюдать на примере сотовой телефонии,  -  сказал министр.  -  Приватизация Телекома не означает отмену классических почтовых и телефонных служб, но она вызовет взрыв идей, повлечет создание новых служб и услуг. Это приведет к ускорению и к повышению качества передачи информации”.

 

Кроме того, по мнению д-ра Рексродта, гибкая структура экономических отношений на восточногерманских предприятиях позволяет им лучше использовать потенциал инновационных инициатив, идей и человеческих ресурсов, чем более жесткая структура западногерманских компаний. “Уровень производства в Восточной Германии пока невысок, но кризис преодолен и наблюдается рост экспорта как на Запад, так и в восточно-европейские и развивающиеся страны.  -  сказал министр.  -  Многие компании пользуются мировой известностью и могут предложить свои продукты и услуги по очень привлекательным ценам”. Он также отметил, что восточные предприниматели гораздо лучше, чем западные, умеют подать себя, свои ноу-хау и продукты в странах с высокой долей государственного сектора в экономике.

 

Телефон московского      представительства Лейпцигской ярмарки: (095) 936-2660, Web-адрес: www.leipziger-messe.de.        4

 

Алексей Максимов

Версия для печати