Функциональность R/3 огромна. Вот только как ее использовать в том или другом случае  -  это отдельный вопрос.

      Из выступлений на семинаре

 

О том, что в построении информационных систем масштаба предприятия SAP и Hewlett-Packard склонны к совместной деятельности, мы писали уже не раз. В прошлом году в Москве был открыт (в мире  -  пятнадцатый по счету) так называемый Центр компетенции HP-SAP (см. PC Week/RE, № 19/96, с. 1), главным назначением которого является поддержка заказчиков, отважившихся взять пакет R/3 фирмы SAP в качестве программной основы для своей корпоративной информационной системы (КИС), а технику HP  -  в качестве аппаратной базы для нее. Прошедший 24 сентября в Торгово-промышленной палате семинар “Союз HP-SAP решает задачу управления предприятием” был вновь посвящен достоинствам означенного альянса.

Участники семинара в Торгово-промышленной палате осваивают управление предприятием

 

В свое время мы акцентировали внимание маркетинговых подразделений фирм на том, что наибольший интерес на пресс-конференциях и семинарах подобного рода вызывают не бравурные отчеты гигантов о своих мировых успехах, а выступления реальных российских пользователей серьезных программных продуктов. И даже полтора года назад предлагали создать что-то типа “клуба любителей R/3”. Приятно отметить произошедшие с тех пор позитивные изменения: SAP СНГ и московское представительство HP стали регулярно проводить встречи, на которых нынешние пользователи R/3 делятся опытом работы с этой системой (упомянутый семинар  -  одно из таких мероприятий).

 

Напомню некоторые официальные цифры: в СНГ на текущий момент пакет R/3 инсталлирован (в разных конфигурациях) на 67 предприятиях. Из них 12 установок  -  на базе HP-SAP, причем восемь систем, по оценкам экспертов, используются довольно продуктивно.

 

С докладами о практических внедрениях решений HP-SAP выступили специалисты Омского нефтеперерабатывающего завода, российского представительства фирмы Reebok, а также Сыктывкарского лесопромышленного комплекса.

 

О Reebok сразу стоит сказать, что недавно руководство этой крупной международной компании приняло решение об использовании R/3 в качестве корпоративного стандарта во всех своих подразделениях. Это и было главной причиной, по которой фирма Reebok-Россия, представляющая собой закрытое акционерное общество со стопроцентным иностранным капиталом, имеющее в общем-то небольшой ежегодный оборот (исчисляемый десятками миллионов долларов), вынуждена была поменять ранее установленную у нее систему российской разработки (фирмы “Ланкс”) на R/3. Что касается двух других упомянутых промышленных предприятий (на каждом из них работает более восьми тысяч сотрудников), то их выбор определялся иными критериями.

Омский нефтеперерабатывающий завод построил ИС на базе техники HP и ПО SAP R/3

 

Как рассказал начальник службы АСУ Омского НПЗ Борис Мироненко, для их предприятия со складским хозяйством, разбросанным на территории в 40 кв. км, и разветвленной системой сбыта уже в 1994 г. первоочередной задачей было наладить жесткий и оперативный контроль за движением материальных и финансовых потоков. Ситуация особенно обострилась к 1995 г., когда дебиторская и кредиторская задолженности достигли 600 и 400 млн. рублей соответственно. Разобраться в причинах такого положения и наметить пути его исправления было невозможно, поскольку документы (сводки, отчеты) формировались в разных местах и единой картины получить никак не удавалось.

 

Осознав жизненную необходимость создания единой ИС, руководство НПЗ поручило службе АСУ выработать информационную концепцию предприятия. При этом были сформулированы главные постулаты: система должна быть абсолютно надежна (восстановление после сбоев  -  в кратчайшие сроки); АРМы, входящие в ее состав,  -  дешевые и удобные для пользователей; затраты на интеграцию АРМов в единую ИС  -  минимальные. Для выбора партнеров, которые могли бы обеспечить поставку компонентов такой системы, был объявлен внутренний тендер, и по его результатам технику было решено покупать у HP (главное удобство  -  поддержка на месте, в Омске), а ПО  -  у SAP.

 

Сейчас на базе ряда модулей R/3 построена система финансового учета и отчетности Омского НПЗ (50 клиентских мест). Однако, как не раз подчеркивал г-н Мироненко, R/3 не является для завода “системой управления предприятием”, она пока решает лишь частные задачи. Основную же нагрузку несет на себе заводская ИС собственной разработки, созданная на базе СУБД Oracle, в которой хранятся данные за пять лет (около 8 Гб) и учет затрат ведется по местам их возникновения. Чтобы сохранить прежние инвестиции и не разрушить старую систему, над ней были поставлены модули R/3.

 

Внедрение модулей R/3 на НПЗ велось с участием системного интегратора  -  фирмы ИКТ (партнера SAP и HP). Постоянный аудит предприятия проводит фирма “Юникон”. Перед установкой R/3 заводу пришлось претерпеть некоторую реорганизацию. “Мы не обещали, что будем менять свои бизнес-процессы по требованию SAP,  -  пояснил Борис Мироненко,  -  но, поняв целесообразность некоторых действий, конечно же, их осуществили”.

 

Ни одно масштабное дело, разумеется, не обходится без некоторых “заусенцев”. Так, представитель Омского НПЗ явно был недоволен тем уровнем заинтересованности специалистов SAP в эффективном внедрении R/3, с которым ему пришлось столкнуться. Главные проблемы (при желании легко устраняемые), по его мнению, касаются специфики принятой в России финансовой отчетности. Для того чтобы система фирмы SAP могла нормально работать в наших условиях, нужно добавить ряд возможностей, которые в стандартную поставку не входят (скажем, в R/3 не допускаются отрицательные проводки, а в российском бухучете они есть; в ней невозможно формализовать отчеты по корреспондентским счетам). Сотрудникам службы АСУ Омского НПЗ пришлось самим дописать специальные “примочки” для автоматического выравнивания счетов, и потому, считает российский пользователь R/3, пока рано говорить, что у SAP есть продукт именно для нашей страны.

 

Что же касается взаимодействия с фирмой HP, то все выступавшие отмечали высокую оперативность ее работы с клиентами и гибкий подход к их проблемам. В частности, фирма бесплатно предоставляла во временное пользование дорогостоящую технику (серверы), чтобы дать клиенту возможность поэкспериментировать с ней в реальных условиях производства и составить правильное мнение о ее возможностях.

 

В целом сложилось такое впечатление: строить системы на базе R/3 в российских условиях можно, но для этого предприятие, во-первых, должно выделять на автоматизацию по нескольку миллионов долларов в год (для Омского НПЗ, например, величина около 3 млн. долл. считается недостаточной), во-вторых, иметь квалифицированных специалистов в собственной службе АСУ и, в-третьих, найти хорошего партнера среди системных интеграторов.

 

      Телефоны московского офиса фирмы SAP -(095) 275-0454; компании HP -(095) 916-9811.

 

            Елена Монахова

Версия для печати