Про ”Репку” и ”бухгалтерские уши”

 

Западные системы выходят на российский рынок экономического ПО

 

11 сентября в Академии государственной службы при Президенте России состоялось подведение итогов VI Международного конкурса ПО в области финансов и бизнеса “Бизнес-Софт’97”. Его организаторы  -  центр исследования экономических систем “Бизнес-Программы-Сервис” (БПС), журнал “Бухгалтерский учет” и международный еженедельник “Финансовая газета”. В качестве информационных спонсоров выступили еженедельники PC Week/RE и “СофтМаркет”. Конкурс начался в апреле и закончился в сентябре 1997 г.

 

Всю экспертную работу по определению победителей и лауреатов конкурса выполняла фирма БПС, специализирующаяся на анализе и исследовании рынка бухгалтерских и экономических программ, консультировании разработчиков, экспертизе программ, анализе новых продуктов, подготовке документации и т. д. При этом учитывались результаты работы ее салона “Финансист”, в котором продается практически все российское бизнес-ПО (более 500 наименований) и постоянно ведется изучение спроса и анкетирование посетителей. Как отметил один из сотрудников БПС, фирма развивает как торговое, так и исследовательское направления своей деятельности  -  это позволяет добиваться успеха в обеих тесно связанных между собой областях.

 

Первый конкурс состоялся шесть лет назад. Вначале на нем были представлены лишь бухгалтерские программы, в дальнейшем стали добавляться новые разделы. Всего в “Бизнес-Софт’97” приняло участие 56 фирм. Среди них такие известные компании, как “Новый Атлант”, R-Style, “Парус”, “Никос-Софт” и др. Некоторые фирмы отказались от участия в конкурсе  -  кто-то не успел подать заявку вовремя, кто-то не знал о сроках его проведения, кто-то отказался участвовать из принципиальных соображений.

 

ПО было разбито на несколько классов. В каждом классе определялся один победитель и от одного до трех лауреатов. В классе “корпоративные системы” победитель и лауреаты не определялись  -  программа-участник либо соответствовала, либо не соответствовала требованиям экспертов и в итоге компания-разработчик либо получала сертификат соответствия, либо снабжалась рекомендациями и не допускалась до финала.

 

Для оценки ПО использовались как формальные математические, так и неформальные критерии (например, потенциал фирмы). Все они определялись с привлечением независимых экспертов. Проводился опрос пользователей продуктов.

 

Новые продукты составили 40% от общего числа программ, представленных на конкурс. Среди них сто.ит отметить продукты фирмы “Репка”, Кстати, фирму “Репка”, а также мощную западную систему фирмы “Колумбус”, у которой оказался самый большой оборот на одну коробку (продажу), руководитель оргкомитета Николай Комлев назвал одним из самых обаятельных победителей

 

Результаты  конкурса

 

По сравнению с 1992 - 1993 гг. число московских фирм, участвовавших в конкурсе, увеличилось с 41% до 56% (исключительно за счет региональных фирм, количество которых сократилось с 42% до 26%). Среднее число сотрудников фирм  -  56 человек. Правда, в “Парусе”, например, работает 850 человек (как в приличном НИИ).

 

Компании имеют в среднем 6 региональных представительств, больше всего их у фирмы ЦКР  -  170. Среднее число дилеров  -  33, больше всего их у “Информатика”  -  537. За все время существования на каждую фирму пришлось в среднем 2567 продаж (от 4 до 170 000 у “Информатика”, чьи результаты при определении средней величины не учитывались). Компаниям-участникам 51% дохода приносят продажи ПО, 44%  -  оказание сопутствующих услуг, 4%  -  продажи сопутствующей техники. В 1996 г. средний финансовый оборот на фирму составил 479 тыс. долл. (от 45 тыс. до 10,5 млн. долл. у “Паруса”). Средний оборот немиллионеров оказался равным 117 тыс. долл., миллионеров  -  7 млн. долл.

 

На платформе DOS работает 90% продуктов, на Windows  -  50 - 60% (некоторые версии работают на обеих платформах). Создавать новые версии для Windows планируют 19% фирм. Среди сетевых платформ лидирует NetWare (80%), за ней идут Windows NT (50%), UNIX (11%) и OS/2 (11%). В качестве средств разработки активнее всего использовались Си/Си++ (43%), Clipper (27%), Delphi (27%), FoxPro (24%). По сравнению с 1992 - 1993 гг. процент таких средств разработки, как Clipper, FoxPro и собственный инструментарий, понизился, а число компаний, использующих Си/Си++ и Delphi, сильно возросло. Среди СУБД лидирует MS SQL Server (8%), каждая из остальных баз данных используется в 5% продуктов.

 

Несколько  выводов,   сделанных  экспертами  БПС

 

Рынок бухгалтерских программ в России окончательно стабилизировался. Компании будут укрупняться и продвигаться в регионы. Рынок торговых систем сложился, но на нем еще возможны значительные переделки. Здесь самая молодая ниша  -  автоматизация розничных продаж. Рынок корпоративных систем только начинает формироваться. Этот процесс займет два-три года. Очень динамично развивается рынок домашнего ПО. Однако пока на рынке нет хороших систем управления закупками и продажами, планирования, увязки процессов деятельности.

 

Что касается систем-конструкторов, то было отмечено, что пользователи весьма вяло используют встроенные возможности, но подобные продукты могут занять нишу автоматизации задач с выраженной отраслевой спецификой.

 

По поводу средств разработки сотрудники БПС высказали мнение, что пока мощность используемого инструментария обратно пропорциональна функциональной полноте системы и удобству работы с ней. Продукты на базе Clipper/ FoxPro сегодня и удобнее, и функциональнее.

 

Разработчикам корпоративных систем было рекомендовано отказаться от “бухгалтерских ушей” (когда продукт первоначально разрабатывался как программа бухучета, а затем к ней приписывались новые модули) и сосредоточиться на более детальном прописывании модели документооборота, внутренних связей документов и формировании на их основе функций системы. Комплекс автоматизации должен иметь возможность развития с помощью встроенных средств; необходимо присутствие развитой технологии репликации данных. При этом было отмечено, что идея единого информационного пространства в российских условиях теряет актуальность, а многие задачи просто нельзя (и неверно) решать в едином информационном поле  -  акцент надо делать на территориально-распределенные архитектуры.

 

Следующий, седьмой по счету и последний в тысячелетии конкурс начнется в ноябре 1998 г. и закончится весной 1999 г. Желающие принять в нем участие должны позаботиться об этом уже сейчас.

 

      Телефон БПС: (095) 281-9520.

 

            Сергей Бобровский

Версия для печати