Россия как суперкорпорация
Разработка какого ПО будет приносить российским компаниям наибольший доход? Для продуктов массового спроса характерны острая конкуренция на небольшом рыночном пространстве и высокий уровень пиратства. В таких условиях более перспективным направлением выглядит разработка тиражируемых корпоративных информационных систем (КИС) для автоматизации процессов учета и управления. Спрос на подобные системы в экономически развитых странах всегда остается стабильным, а в России достаточно активно растет. При этом рынок КИС, по данным фирмы БПС (“Бизнес - Программы - Сервис”), проводившей конкурс “БизнесСофт’97”, сегодня еще только формируется. Так что из компаний, выпускающих сегодняшние КИС, через несколько лет могут вырасти (и наверняка вырастут, если экономика хоть чуть-чуть пойдет в гору) гигантские корпорации с оборотом в сотни миллионов долларов, которые будут способны не только автоматизировать магазины и заводы, но и выполнять на базе своих КИС под известными всей России торговыми марками крупнейшие правительственные заказы по автоматизации государственных и военных структур. Сегодняшние единичные примеры подобных внедрений - лишь первые ласточки потенциально огромного нарождающегося рынка автоматизации всего нашего хозяйства. Информационное будущее России определяют прежде всего крупные компании, активно развивающие свои корпоративные продукты, накапливающие опыт успешных внедрений, открывающие представительства в регионах, устанавливающие новые контакты, способные при реализации проектов точно укладываться в сроки и бюджет - словом, действующие очень и очень энергично.
Конечно, выработать глобальные рекомендации по принципам построения КИС под силу лишь коллективу экспертов. Тем не менее после ознакомления с решениями, заложенными в отечественные КИС, некоторые тенденции вырисовываются достаточно явно, и автор взял на себя смелость обозначить эти тенденции и изложить субъективные рекомендации, на основе которых можно построить совершенную технологическую модель КИС.
Подходы отечественных компаний к созданию КИС очень сильно различаются, что не мешает им успешно работать на российском рынке сейчас и, видимо, не помешает в обозримом будущем - слишком велик объем этого рынка. А характеризовать лучшие КИС будут высокое качество, профессионализм разработавших их компаний и богатый опыт успешных внедрений.
Что должна автоматизировать КИС?
По степени автоматизации предприятия примеры внедрения КИС условно можно разделить на три группы: автоматизируется все, что хочет заказчик, почти все или далеко не все. Вторая группа самая многочисленная - в нее входит подавляющее большинство внедрений. Третью группу составляют те предприятия, отдельные подразделения которых автоматизируются, а другие отказываются и продолжают работать по старой схеме. В ряде случаев для сотрудников фирмы, “подвергающейся” автоматизации, подобный подход привычнее. Он не вызывает отрицательных эмоций и благодаря этому довольно эффективен. Наконец, подход, условно включенный в первую группу: на предприятии автоматизируется абсолютно все и без КИС оно просто не может работать. Здесь возможны проблемы, связанные с психологией руководителей, наличием “черного нала” и т. п. Но такая идеология построения КИС вполне подходит для автоматизации государственных структур или “честных” компаний.
Что такое хорошая КИС?
Как уже говорилось выше, сегодня на рынке предлагается довольно много самых разнообразных КИС. При этом в фирме А могут заявить о том, что клиенты переходят на их КИС с системы фирмы Б, а в фирме Б то же самое будет утверждаться в отношении продукта фирмы А. Встречаются целые цепочки переходов. Возникают они, как правило, в организациях среднего размера. Возможны даже попытки внедрения системы за 10 тыс. долл., а потом переход на 100-долларовый продукт, идеально решающий конкретную проблему. В крупных же компаниях иногда внедряются легкие продукты-конструкторы, которые обладают уникальными возможностями по настройке, и хотя их ресурсов для автоматизации большого предприятия явно не хватает, от них не торопятся отказаться из-за удобного интерфейса. А дорогие “тяжелые” КИС нередко создаются по принципу “чем дороже система, тем больше в ней должно быть возможностей”. В результате при запуске такой КИС перед пользователем возникает непривычно огромное окно ввода проводок, совершенно непонятное и запутанное, с множеством настроек, флажков, полей, словно демонстрирующее свою “крутизну”... На этом чаще всего общение с подобной системой и заканчивается.
Отсюда вытекает главный принцип современной КИС - простота! Правда, в плане перспективы он не всегда корректно трактуется. Например, хотя над “интуитивностью” интерфейса Windows смеются с момента ее появления на свет (до сих пор в мире не придумано более совершенного клавиатурного интерфейса, чем реализованный в ДОСовской оболочке Norton Commander), большинство фирм, сохраняя поддержку ДОСовских версий, стремится выпустить свои КИС для Windows. Надо помнить, что новое поколение пользователей “воспитывается” исключительно на ОС с графическими оболочками (и прежде всего Windows), поэтому если сегодня пользователи более старшего возраста категорически отказываются работать с графическими творениями Билла Гейтса, то завтра та же участь ждет DOS. Этим летом автору довелось побывать в нескольких программистских компаниях, где средний возраст сотрудников не превышает 25 лет, так ни на одном из компьютеров этих компаний Norton (к моему ужасу) обнаружен не был: программисты пользовались только “Проводником”.
Другое дело, что и Windows-интерфейс можно значительно упростить. Например, в “Турбо Бухгалтере” набор информации осуществляется в простом встроенном текстовом редакторе (не в полях ввода) с цветовой подсветкой различных элементов, что нравится многим начинающим пользователям, которым бывает трудно освоить работу даже с диалоговыми окнами! Не учитывать эти факторы при разработке крупной КИС нельзя.
Но если пользователю приходится работать в системе с файлами, а не с “электронными” накладными, то никакой интерфейс не сделает такую КИС популярной. КИС должна оперировать только понятиями конкретной предметной области. Это относится как к пользовательской части системы, так и к встроенным в нее средствам программирования, которые должны обеспечивать работу не с таблицами и полями, а только, например, со счетами и клиентами. Поэтому некоторые компании планируют максимально упрощать свои системы.
Учитывая подобное стремление к простоте, можно задаться вопросом: а нужны ли вообще встраиваемые в систему конструкторы и собственные языки программирования, если все можно сделать в рамках законченной КИС? Но, во-первых, согласно статистике фирмы ФОРС, при покупке их системы 85% покупателей используют ее без переделки, 10% вносят частичные изменения, а 5% переделывают систему практически полностью. 15% - значительная величина. Во-вторых, избыточность готовых функций (а не возможностей) нужна при автоматизации компаний среднего масштаба одной отрасли (например, торговли). Для выполнения же крупных заказов необходимо быстро - быстрее, чем могут предложить конкуренты, - внедрить систему и настроить ее на специфику работы, без чего в таком заказе не обойтись. При этом необходимо обеспечить высокую надежность функционирования системы, достигаемую только использованием многократно проверенного в работе ядра (или набора модулей), и перенастроить КИС - иногда весьма значительно, что возможно при использовании встроенных проблемно-ориентированных средств разработки. Отсюда вытекает следующее требование - гибкость. Надо еще учитывать, что в любой организации имеется немало рутинных операций, которые желательно автоматизировать с помощью простых визуальных средств.
В хорошей КИС обязательно ведение полного протокола всех действий пользователей с возможностью составления на его основе различных отчетов. Контроль за работой существенно повышает ответственность каждого сотрудника за свой участок.
На базе каких средств нужно разрабатывать КИС?
Здесь возможны два подхода. Систему можно создавать в интегрированной среде (например, Oracle) или же писать с нуля (на Си или FoxPro). В первом случае многие возможности исходно реализованы в рамках самой среды, благодаря чему разработка проекта значительно ускоряется. Однако КИС, созданные на основе интерпретируемых 4GL-языков, встроенных в подобное ПО, нередко существенно проигрывают в быстродействии системам, написанным на языках третьего поколения. Разница в скорости выполнения одних и тех же масштабных вычислительных операций иногда составляет тысячи процентов! Однако создание “самопальных” КИС обычно очень трудоемко, и на их совершенствование приходится тратить слишком много сил. А готовые среды обладают не только собственными языками, но и средствами проектирования приложений, поддержкой асинхронной репликации работы в Internet и другими преимуществами. При этом получающиеся программы заведомо платформно-независимы и могут работать в любых неоднородных сетях, в том числе и с различными ОС. Большинство подобных сред сегодня допускает подключение внешних модулей для более эффективной реализации “узких” частей системы, а также тесную интеграцию с офисным ПО, как сделано, например, в “Ва-Банке” для графической настройки рабочих мест с помощью Excel. Следовательно, наиболее перспективным представляется использование готовых средств разработки (желательно на базе известных СУБД) с возможностью подключения DLL. Структура базы данных КИС должна быть открытой и допускать импорт/экспорт данных в текстовом формате, чтобы иметь возможность интеграции с другими КИС.
Для более эффективной работы крупной системы желательно выделить блок бизнес-процедур и вынести его на отдельный сервер. При этом мощность системы можно будет увеличивать простой заменой оборудования без переинсталляции ПО.
Самая ответственная часть при подготовке к созданию тиражируемой КИС - выбор наиболее подходящей среды в соответствии с намеченными возможностями системы. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения и выходит за рамки данной статьи.
Некоторые российские компании предлагают КИС, реализованные с использованием собственных технологий и успешно внедренные на десятках предприятий. В создание этих технологий и средств разработки 4-го поколения были вложены очень большие средства, и в принципе они ничем не уступают западным аналогам. Здесь стоит отметить, что российским разработчикам экономического ПО, предпочитающим писать его с нуля, не всегда имеет смысл покупать американские компиляторы или RAD-системы. В России имеется немало продуктов, проверенных на очень масштабных проектах (например, среда “Атлантис” или “БОСС-Администратор”), которые позволяют решать многие задачи значительно быстрее и эффективнее, чем зарубежные продукты.
Как КИС будут развиваться?
Некоторые фирмы развивают свои продукты только на основе пожеланий пользователей. Скажем, если программисты ЛокИС предлагают очень хорошую идею совершенствования системы, то эта идея не реализуется до тех пор, пока об этом не попросит какой-нибудь клиент. Усовершенствования “Галактики” на 60% осуществлялись на основе пожеланий клиентов, на 20% - на основе анализа систем конкурентов и 20% составили собственные разработки. Поэтому для развития продукта в правильном направлении прежде всего необходимо обеспечить самую тесную обратную связь с покупателями, причем не дожидаться, пока они сами к вам обратятся, а проводить анкетирование, опросы и другие исследования. Кроме того, при развитии КИС надо активно внедрять в них современные технологии, в первую очередь intranet.
В борьбе за право реализации крупных заказов компания должна обладать определенным корпоративным имиджем, подтвержденным не только примерами успешных внедрений КИС, но и наличием внутрифирменных технологий производства качественного ПО. Некоторые компании считают процесс разработки КИС делом творческим, но он, конечно, ближе к промышленному производству.
В США, например, получить серьезный государственный или военный заказ на разработку ПО может только та компания, которая сертифицирована Институтом программной инженерии (Software Engineering Institute) как минимум по третьему (из пяти возможных) уровню модели CMM (Common/ Capability Maturity Model - набор методик, описывающих процессы создания качественного ПО). В России, будем надеяться, независимые экспертные комитеты тоже когда-нибудь займутся объективной сертификацией наших компаний, а пока можно использовать зарубежные технологии управления качеством, как делает, в частности, “Парус”.
Выводы
Близких к идеальным технологических моделей КИС, ориентированных на автоматизацию крупных предприятий и быстрое выполнение масштабных заказных работ, может быть, конечно, несколько. Основываясь на тенденциях, превалирующих на российском рынке КИС, одну из этих моделей можно охарактеризовать следующими критериями:
- наличие у компании-разработчика собственных технологий управления качеством ПО;
- активная обратная связь с клиентами;
- положенная в основу интегрированная среда разработки 4-го поколения с возможностью подключения внешних модулей и интеграции с офисным ПО;
- трехзвенная архитектура;
- открытая структура базы данных, возможность легкого расширения системы;
- максимальная простота интерфейса;
- работа с системой только на уровне понятий предметной области;
- гибкость, возможность быстрой перенастройки, создания новых форм документов и отчетности и автоматизации рутинных операций с использованием визуальных средств;
- наличие встроенных проблемно-ориентированных языков программирования;
- поддержка Internet/intranet-технологий;
- разграничение доступа, протоколирование всех действий пользователей с возможностью создания отчетов.
Многие из этих пунктов очевидны, скажет читатель. Да, конечно. Только далеко не все они реализованы в сегодняшних КИС. Возможно, это всего лишь вопрос времени.
К автору можно обратиться по адресу: softart@postman.ru.
Окончание. Начало см. PC Week/RE, № /97, с. 59; № /97, с. 46; №/97, c. 63; №/97, c. 63.
Сергей Бобровский