Своими взглядами на вопросы автоматизации медицинских учреждений с обозревателем PC Week/RE поделился начальник группы автоматизации Главного военно-медицинского управления МО РФ действительный член Академии военных наук доктор технических наук полковник Александр Григорьев.
Практически все информационные системы, используемые сегодня в военной, государственной и коммерческой медицине, предназначены прежде всего для автоматизации документооборота и сбора статистических сведений - рутинной работы, которой приходится заниматься медикам, а не для повышения эффективности управления процессом лечения. Другими словами, разработчики таких систем ориентируются не на больного, а на врача. Здесь нередко главную роль играют коммерческие интересы - ведь именно врачи являются покупателями системы, а они оценивают ее в первую очередь с точки зрения удобства и облегчения их работы. При этом упускается из виду, что основная задача медицинского учреждения - диагностика и лечение больного. Решение этой задачи особенно актуально для Вооруженных Сил, поскольку сохранение и укрепление здоровья военнослужащих - одно из основополагающих условий высокой боеспособности войск (мысль несколько тривиальна, но если вспомнить о бедственной ситуации в российской армии, тем важнее скорейшее решение любых вопросов, связанных со здоровьем военных).
Основой технологии автоматизации лечебно-диагностических процессов, по мнению
А. Григорьева, должна стать система слежения за течением заболевания. Эта система создается на базе методологии, заключающейся в формировании и ведении “боткинского листа”, в который заносятся значения признаков и патофизиологических показателей, характеризующих течение болезни и состояние больного за весь период лечения. Лечащий врач устанавливает диагноз и задает прогноз динамики признаков заболевания. Система отслеживает эту динамику, и в случае расхождения текущих значений этих признаков с прогнозируемыми сообщает об отклонениях врачу. Врач должен выявить причины возникшего отклонения, уточнить диагноз и откорректировать план лечения. Таким образом, автоматизация деятельности медицинских специалистов и формирования учетно-статистических документов подчинена главной цели - скорейшему выздоровлению больного.
Особую роль при создании АСУ медицинской службой МО РФ отводит типовым автоматизированным рабочим местам (АРМ). Они разрабатываются ведущими специалистами центральных военных лечебных учреждений. При создании этих АРМов учитываются опыт и знания врачей, используемые при установлении диагноза, определении схем лечения и т. д. Планируется использовать подобные АРМы в военных лечебных учреждениях и в учебных заведениях, занимающихся подготовкой и усовершенствованием врачей.
Подобный подход не очень распространен за рубежом, так как там за профессиональные знания врачей надо платить большие деньги, но в России многие специалисты-медики с богатым опытом готовы бесплатно поделиться своими знаниями, чтобы они хотя бы не остались невостребованными. Пока такая возможность есть, ее надо использовать, а врачам, передающим свои знания, платить, например, определенный процент в случаях коммерческого внедрения этих систем.
Информационная система для лечебных учреждений, основанная на описанной методологии, изначально ориентирована на открытость работы. Она позволяет руководству полностью контролировать лечебный процесс в клинике и объективно оценивать уровень профессионализма врачей. Им эта открытость не всегда нравится, поэтому внедрение подобных систем сегодня возможно преимущественно “в приказном порядке” - в военных структурах и, не исключено, в тех немногих коммерческих фирмах, где сегодня пытаются организовать платные услуги, действительно рассчитанные на лечение больного, а не на вытягивание из него денег. А если когда-нибудь наше государство всерьез задумается об автоматизации отечественного здравоохранения, то подход военных к решению этого вопроса может послужить образцом.
Более подробно с методологией А. Григорьева можно ознакомиться в статьях, опубликованных в “Военно-медицинском журнале” (№ 7/96 и № 4/97).
Сергей Бобровский