Пара слов о том, когда Windows лучше, чем UNIX
Михаил Быков (mediacom@agizubna.net. kiae.su), организовавший в Сети сбор нескольких десятков тысяч писем протеста против решения нашего правительства ввести в России с 1 января 1998 г. (на самом деле в период с 1 января по 1 июля) повременную оплату телефонных разговоров (что повысит расходы на доступ в Сеть как минимум в два раза), написал в Internet по этому поводу замечательные слова: “Многие конкретные Internet-проекты это решение убьет. Ведь проекты зависят от критической массы посетителей ваших страниц. И эти проекты выполнит кто-то - через пять лет - но не вы”. Но неужели нет достаточно простого решения, которое спасет Internet в России? Есть такое решение! А в роли спасателя выступил, как ни покажется кому-то странным, Билл Гейтс. Но об этом чуть позже.
Отечественные провайдеры (ISP) ведут себя в сложившейся ситуации, мягко говоря, странновато. Жалуются, что потеряют большинство клиентов-частников, планируют снижение цен, но технологические решения, на основе которых можно снять проблему повременной оплаты в принципе, до недавнего времени не предлагал, насколько мне известно, никто. Однако недавно на сервере провайдера ARSTEL (www.arstel.ru) я обнаружил такие слова: “с нами вы не платите МГТС за превышение лимита в 20 минут!”. Вот что рассказал об этой инициативе заместитель генерального директора ARSTEL Алексей Пономарев.
Основная идея предлагаемого ARSTEL сервиса проста - это принцип обратного дозвона. То есть программа пользователя звонит провайдеру, и после соединения на экране возникает окно с приглашением ввести номер телефона клиента. Когда этот номер введен, компьютер просто ждет, когда ему перезвонит модем провайдера (около 10 - 15 секунд). А стороне, принимающей звонки, за превышение 20 минут занятия линии платить не надо - все расходы берет на себя провайдер. Проблема решена!
Интересно, что эта технология отрабатывалась в ARSTEL еще год назад, проходила двухмесячные испытания и не вызвала никаких принципиальных нареканий. Использовать ее можно уже сегодня - просто надо попросить оператора, чтобы он поставил для конкретного пользователя флажок, фиксирующий необходимость обратного звонка. Конечно, имеется возможность нажать в окне ввода номера телефона кнопку Cancel, тогда связь просто будет продолжена со стороны клиента.
Возникает естественный вопрос - почему же похожие решения не предлагают другие провайдеры? По мнению сотрудника ARSTEL Михаила Шереметьева, причина кроется в том, что абсолютное большинство российских ISP для обслуживания клиентов используют аппаратные маршрутизаторы и различные версии UNIX, где встроенная возможность обратного звонка обычно отсутствует. А в Windows 95 она была реализована еще в самой первой версии, выпущенной в 1995 г. Поэтому сегодня провайдеры, применяющие в качества сервера доступа Windows NT (таких ISP пока, правда, очень мало), имеют прекрасный шанс переманить к себе большое количество пользователей.
Возможность обратного дозвона реализуема и в UNIX, и в аппаратных маршрутизаторах, но это требует дополнительных усилий, и проблемы здесь, скорее всего, возникнут у крупных провайдеров, поголовно применяющих подобные решения, причем связаны эти проблемы будут как с заменой ПО на новые версии, так и с организационными вопросами - перестройкой большой инфраструктуры, внедрением новых методов обеспечения безопасности и т. д. Найдут ли крупные ISP альтернативные решения, покажет самое ближайшее будущее.
Но если частники переметнутся к небольшому числу провайдеров, не возникнет ли проблем с перегрузкой линий? По крайней мере, ARSTEL планирует постоянно увеличивать пропускную способность своих каналов, чтобы трафик клиентов не превышал предельных возможностей оборудования. Как сказал г-н Пономарев, “мы стараемся обеспечить незанятые линии с учетом роста клиентов как минимум на полгода вперед”.
Интересно еще одно направление работы ARSTEL - подключение к Сети домов или офисов не через телефонную сеть. При этом в каждой квартире устанавливается специальная розетка, к которой компьютер подсоединяется через сетевую плату. Получается, что при работе в Internet и телефон не занят, и связь более надежная, и МГТС платить не надо. Данное решение становится доступным по стоимости, если в нескольких соседних домах набирается около 30 (или больше) человек, желающих получить выход в Internet.
Уверен, всем, кто планировал реализовать свои Internet-проекты, это так или иначе обязательно удастся, и никакая МГТС не помешает. Русский Internet будет жить!
Существуют ли другие провайдеры, с которыми частным пользователям “не придется платить МГТС за превышение лимита 20 минут”? Напишите мне по адресу: softart@postman.ru.
Сергей Бобровский