Эта пресс-конференция началась необычно: собравшимся 13 ноября в Мюнхене со всей Европы сотне журналистов организаторы раздали вышедшую на английском и немецком языках книгу Эстер Дайсон Release2.0: a design for living in the digital age (Broadway Books, N.Y. - 1997. 308 pp.). Конечно же, это вызвало некоторый энтузиазм. (Рецензию на нее мы опубликуем в следующем номере еженедельника.) Компания с длинным немецким названием Siemens Nixdorf Informationsysteme AG (сокращенно SNI), как я заметил, достаточно часто старается ненавязчиво просвещать журналистов в области современных информационных технологий.
Отчет президента и главного исполнительного директора компании Герхарда Шульмайера (G. Schulmeyer) об итогах закончившегося 30 сентября финансового года, занявший всего 45 минут, синхронно переводился на четыре языка, а презентация (тут интересно было бы понять, как это сделано) шла с одного компьютера на два разных проектора, один из которых показывал ее немецкую версию, а другой - английскую.
Годовой отчет крупнейшей европейской компьютерной фирмы интересен не только сам по себе, показывая состояние дел самой фирмы, но и тем, что отражает определенные тенденции, проявляющиеся в компьютерном бизнесе тех регионов, где эта фирма ведет дела.
Я приведу две таблицы из доклада г-на Шульмайера, которые построены по данным IDC.
Однако процент роста говорит только о скорости изменения состояния рынка и может ввести в заблуждение, если неизвестен уровень развитости ИТ в перечисленных странах. Представление о нем дает вторая таблица.
“Где же былая деловая активность немцев?” -спрашивает Герхард Шульмайер
По моей достаточно оптимистичной оценке, для России этот показатель находится в пределах от 150 до 250 долл. (Из-за отсутствия достоверных статистических данных я взял соответственно нижнюю и верхнюю оценки годового объема российского компьютерного рынка, количество компьютеров в стране, число трудоспособного населения, TCO, не учитывая при этом рынок домашних компьютеров и ряд компенсирующих друг друга факторов.) Легко посчитать, что если сохранятся нынешние темпы роста (около 20% в год), то через 8 - 10 лет страна приблизится к европейскому уровню расходов на ИТ.
Но вернемся к SNI. Ситуация в фирме интересна тем, что новый ее президент, имеющий большой опыт работы в крупных американских фирмах (замечу, что в Германии очень трудно стать топ-менеджером, не поработав за границей), уже третий год проводит перестройку, пытаясь развернуть эту большую компанию в сторону современных способов ведения бизнеса. Так как инерционность такой махины очень велика, то процесс идет не так быстро и временами достаточно болезненно. В частности, за эти три года в результате реструктуризации фирму покинуло 16 200 человек и 9100 было принято (всего в SNI работает 35 850 сотрудников, из них 11 000 вне Германии). Однако похоже, что процесс массовой перетряски кадров уже заканчивается, так как в этом году SNI покинуло лишь 1800 человек и 1500 было принято на работу. Один из важнейших показателей - выработка на одного служащего - существенно улучшился - с 285 тыс. DM в 1994 г. до 429 тыс. DM в 1997 г. В то же время на 9% уменьшились расходы на разработку и исследования (849 млн. DM).
Общий годовой рост оборота составил 14%. Однако распределены они очень неравномерно, в Германии рост оборота составляет всего 8%, в США - 23%, а в азиатском регионе - до 107% (Индонезия, Малайзия, Таиланд). Около 40% оборота дают продажи за пределами Германии. Из восточно-европейских стран лучше всего дела у SNI идут в Швеции (71% роста). Это соответствует стратегическим планам компании, предусматривающим рост интернационализации бизнеса, выход на рынки США и Юго-Восточной Азии.
За прошедший год SNI продала 1,1 млн. компьютеров и надеется в следующем финансовом году довести эту цифру до 1,5 млн. шт. Отмечу, что в компании пристальное внимание уделяется экологической чистоте продукции. Корпуса из специальной пластмассы и другие части разработаны с учетом возможности их утилизации. На заводе в Падеборне создан специальный центр (первый в мире), на котором происходит автоматическая идентификация, сортировка и измельчение пластмассовых частей компьютера. Утилизация старых ПК выполняется бесплатно, при этом повторно может использоваться до 90% материалов, из которых изготовлен ПК.
Особая забота компании - Интернет и интрасети. В корпоративной интрасети SNI более 20 000 компьютеров. Интересно, что SNI наняла специальную команду хакеров для проверки безопасности своей сети. Из других Интернет-решений мне показалась важной разработка, выполненная в совместной исследовательской лаборатории SNI и Падеборнского университета. Это комплекс на базе ПК или ноутбука, который позволяет путешествовать по Сети слепым людям. Текст и рисунки, получаемые с Web-страниц воспроизводятся шрифтом Брайля или читаются синтезированным голосом.
Уникальна также работа, выполненная SNI совместно с телекомпанией SAT.1, по созданию видеохранилища для цифрового телевидения емкостью 1 петабайт (1000 Тб). Хранилище на сотни тысяч (!) фильмов - это впечатляет.
Другими важными направлениями, быстро развиваемыми в компании, стали решения для электронной торговли, корпоративные решения (для этого недавно создано и довольно успешно работает специальное подразделение), а также модернизация линеек серверов. Обращает на себя внимание активное продвижение плоских экранов. Ожидается, что они скоро значительно подешевеют. Экономия рабочего места на столах очевидна, кроме того, у таких экранов отсутствуют некоторые виды излучений, свойственные мониторам. Возможно, потом у них тоже найдут что-нибудь вредное, но пока это меньшее из всех зол.
Интересно отметить, что SNI, пожалуй, единственная из крупных компьютерных компаний Германии, которая может быть названа чисто немецкой. В остальных - даже при сохранении их прежних названий - значительная доля уже принадлежит американскому капиталу.
С московским представительством Siemens Nixdorf можно связаться по телефону: (095) 252-1229 или по адресу: www.sni.de.
Эдуард Пройдаков.