Неужели Internet наконец позволит укротить непослушные каналы снабжения?
Непрестанная перебранка с поставщиками по телефону, перепечатывание вручную счетов с неразборчивых факсов - такова суровая реальность делового мира наших дней, но надежда на лучшее все же есть. Internet встала во главе перемен во многих организациях, и особенно выиграть от этих перемен должен процесс управления каналами снабжения.
Способы использования Web для управления каналами снабжениЯИсследовательская фирма Gartner Group выявила ряд приложений конкретных Internet-технологий, использование которых способно упростить весь рабочий цикл канала снабжения. Покупатели могут
с легкостью выбирать и приобретать товары и услуги, оплачивать счета, а
поставщики получают возможность непосредственного общения с покупателями,
а кроме этого они смогут усовершенствовать свою внутреннюю схему
распространения информации. Источник: фирма Gartner Group.
Представьте такой сценарий: плановик крупной компании, специализирующейся на продаже спортивных товаров, получает по телефону срочный заказ от местного торгового представителя. Основной дистрибьютор ожидает всплеска сбыта туристских ботинок в связи с намеченным на выходные дни мероприятием и к концу месяца требует от производителя еще 300 пар этой обуви. Плановик безропотно отправляет в корзину все свои предыдущие планы, садится за телефон и факс, рассылает во все концы запросы, записывает на обрывках бумаги ответы своего основного поставщика, обращается к другим поставщикам с просьбой о поставке за наличные и, не отходя от аппарата, вычисляет и решает, должен ли производитель переоснастить свои производственные линии.
А теперь прибавьте к этой картине немного Internet и посмотрите, как она заиграет совсем другими красками. Дистрибьютор прогнозирует всплеск спроса и помещает запрос на дополнительную обувь с помощью защищенного Web-узла - для этого одному из ответственных сотрудников достаточно заполнить специально разработанную для его компании форму. ПО обработки заказов на Web-сервере заносит это требование в централизованную БД и пересылает его по электронной почте торговому представителю и плановику, чтобы ввести их в курс дела. Обнаружив неожиданно свалившийся заказ, плановик сверяется с данными о наличии у производителя свободных мощностей и ресурсов (для этого ему достаточно обратиться к соответствующей БД с запросом, который будет моментально обработан) и обнаруживает, что для его выполнения не хватает клея. Опять же с помощью браузера он связывается с системой приема заказов основного поставщика и узнает, что тот сможет поставить необходимое количество нужного компонента в трехнедельный срок. Используя электронный каталог поставщиков, опубликованный независимой компанией, плановик находит другого производителя, который готов поставить клей в необходимых количествах по сходной цене и с требуемой оперативностью. После заполнения формы заказа, ее передачи и получения подтверждения о приеме заказа через Internet по защищенному каналу электронного обмена данными (EDI) плановик по электронной почте направляет производителю уведомление о достигнутой договоренности и о том, что информация в его БД производственных запасов будет обновлена немедленно по получении поставки.
Хэппи энд - все счастливы.
Сидит как влитое
Задачи управления каналами снабжения (supply chain managenent, SCM) и технологии Internet подходят друг другу как нельзя лучше. На техническом уровне проблема функционирования каналов снабжения в соответствии с колебаниями спроса сводится к проблеме распределенных коммуникаций.
Внутри организации необходимы надежные средства связи между подразделениями, ведающими закупками, распределением материальных и финансовых ресурсов и сбытом. А между организациями идет обмен такими документами, как требования, предложения цен, заказы и сводки текущего состояния их исполнения. Когда в процесс вовлекаются посредники и транспортные агентства, система еще более усложняется. А в современном производстве, выпускающем продукцию строго на заказ и рассчитанном на получение комплектующих точно к сроку, оперативность - самый ходовой товар.
По иронии судьбы эффективным электронным средствам SCM подрезает крылья не недостаточный уровень компьютеризации, а величина затрат, необходимых для обеспечения передачи данных между различными мэйнфреймами и СУБД.
Существует ряд основных элементов коммуникационных технологий, без которых каналы снабжения просто не могут функционировать: это общая инфраструктура коммуникаций, единое представление данных, гарантии их целостности, устойчивые к сбоям коммуникационные системы, средства защищенного обмена сообщениями, предсказуемые характеристики и гарантированная аутентификация пользователей.
Все перечисленные проблемы решает старый добрый EDI, уже получивший значительное распространение, особенно среди крупных производителей, которые прочно утвердились на рынке сбыта. Единственный недостаток этого решения - цена.
Услуги EDI, как правило, предоставляются операторами сетей с дополнительными услугами (value-added network, VAN), требующими значительного первоначального взноса, а затем оплаты каждого переданного байта, что очень быстро становится слишком накладным. В то же время такие альтернативы услугам VAN, как прямые соединения по сетям с протоколами X.25 или frame relay, страдают низкой оперативностью.
Сверхстремительный рост Internet привел к появлению вездесущей, быстрой и, самое главное, дешевой коммуникационной инфраструктуры. Internet-технологии - вот все, что нужно для развития стандартных способов поиска информации и обмена данными.
Механизмы передачи с промежуточным хранением - протокол SMTP, глобальные службы каталогов, основанные на протоколе LDAP, средства коммуникации с дополнительными услугами, такие, как Network News Transport Protocol и Web, - лишь первые золотые яблочки, вызревшие на нижних ветвях могучего дерева Internet. Перечисленные технологии сочетают характерные для систем на базе мэйнфреймов преимущества централизации с открытостью персональных компьютеров. Стандартизация Internet дает возможность использовать лучшие в своих классах подходы, нисколько не жертвуя при этом совместимостью. Широкая поддержка предприятиями отрасли Internet, низкая стоимость ее использования и хорошая адаптируемость к национальным особенностям делают набор ее технологий достаточно привлекательным, чтобы не пройти мимо него.
Комплексное решение
Нетрудно понять, каким образом процесс SCM может быть переплетен с технологиями Internet, но выбрать тот вариант, который быстрее других окупит сделанные вложения, уже сложнее.
Самый легкий и быстрый способ - организация обмена данными по электронной почте. Internet-совместимые почтовые системы (или шлюзы, обеспечивающие передачу электронных почтовых отправлений между фирменной почтовой системой, подобной PROFS корпорации IBM или All-in-1 корпорации Digital Equipment, и Internet) чрезвычайно просты в обращении, и большинство организаций давно уже их эксплуатирует. Если использовать электронную почту для обмена сообщениями с поставщиками и другими партнерами, то нагрузка на телефонный канал снизится без особых сложностей.
Кроме того, такие технологии, как оптическое распознавание символов и передача факс-сообщений по электронной почте через шлюзы, позволяют сократить технологический разрыв между бумажной и электронной коммуникационными технологиями.
Заслуживает рассмотрения и еще один способ использования Internet для SCM - применение систем, основанных на EDI. Добавления Web-интерфейсов к проверенным практикой EDI-механизмам обеспечивает немедленное повышение степени доступности этих систем.
Корпорация Harbinger предоставляет всем желающим доступ к EDI-системам по Web с использованием браузера, а компании, разрабатывающие специальное ПО SCM (например, фирма Logility с ее пакетом Resource Chain Voyager), в новейших версиях реализуют поддержку как традиционных для EDI средств ввода данных, так и Web-форм. Доступ к сложным системам SCM с использованием Web-интерфейсов сокращает начальные и эксплуатационные расходы и порождает гораздо меньше проблемных ситуаций, чем более сложные клиент-серверные системы.
Очередным шагом в развитии технологии EDI стала замена или дополнение VAN транспортными механизмами на базе Internet. Постоянные Internet-каналы, такие, как линии T-1 или T-3, являющиеся высокопроизводительным и недорогим средством обмена данными, уже имеются у большинства крупных компаний.
Компании Actra (совместное предприятие фирмы GE Information Services и корпорации Netscape Communications), Electronic Commerce Systems и Premenous Technology предоставляют услуги EDI по обычным линиям доступа в Internet. Когда организация Internet Engineering Task Force, отвечающая за установление стандартов для Сети, утвердит окончательный вариант Internet-стандарта на средства EDI (что ожидается в нынешнем году), темпы распространения этой технологии, несомненно, ускорятся.
В последнее время появился ряд продуктов, не только удешевляющих реализацию EDI. Так, фирма PeopleSoft предлагает пакет Supply Chain Collaborator 1.0, с помощью которого потребитель продукции может легко уведомить своих поставщиков о намерении разместить заказ, а те, в свою очередь, - представить конкретные предложения с указанием цен. Для распространения информации между организациями в данном случае просто используется электронная почта, да и вообще возможности пакета не слишком велики, но на его примере можно составить определенное представление о том, что ожидает нас в будущем.
Параллельными курсами следуют и некоторые другие производители. Например, разработчик ПО SCM компания Manugistics собирается встроить в очередную версию одноименного пакета поддержку системы принудительного распространения информации Castanet фирмы Marimba. Производители приложений, ориентированных на вертикальные рынки, начиная от фирмы Ariba Technologies и кончая компанией Baan, либо уже используют Java-технологию, либо осуществляют переход к ней для распространения сферы применения своих приложений на более широкий спектр платформ.
Тимоти Дик (PC Week Labs)