Малолитражный менеджмент
От редакции. Мы привычно сетуем, что государство наше никак не обретет экономическую устойчивость, которая недостижима без появления среднего класса (как среди населения, так и среди коммерческих структур). Есть, однако, небезосновательные прогнозы, что формирование среднего слоя в бизнес-среде произойдет довольно быстро. Эта посылка явилась ключевой, когда мы, вознамерившись начать серию публикаций, посвященных управленческому учету, первым делом решили сосредоточить внимание на малых и средних организациях. Только на компьютерном рынке таких компаний - тысячи. К тому же, по большому счету, законы управления не зависят от масштабов бизнеса: научившись грамотно управлять небольшой компанией, менеджер не растеряется и в случае роста.
Надеемся, что открываемая этой статьей серия “Малолитражный менеджмент” поможет руководителям фирм из категории среднего класса упорядочить свои эмпирические знания, четче осознать проблемы в сфере управления и даже найти (с нашей помощью) способы их решения.
Анализируя состояние российского рынка, можно заметить, что сегодня на нем наибольшего успеха добиваются группы тесно связанных в своей деятельности фирм, осуществляющих взаимодополняющие функции по обеспечению движения товаров и услуг от производителя к потребителю (при этом связи между ними могут явно не демонстрироваться). Часто несколькими из этих фирм неформально владеют одни и те же лица. Назовем такую структуру виртуальным холдингом. Его основная цель - минимизировать налоги, используя корректные схемы налогового планирования. Схема операций обычно выстраивается в цепочку, связывающую следующие юридические лица (см. рис.).
1. Компания, действующая за границей (оффшорная либо “настоящая” иностранная компания) и обеспечивающая управление декларируемой таможенной стоимостью покупаемого товара.
2. Долгоживущая и стабильная российская компания-импортер (получение всех необходимых лицензий и разрешений - очень хлопотное и дорогое дело. За долгую жизнь приходится платить очень низкой, если вообще не нулевой прибылью, но зачем об этом сокрушаться - ведь бизнес-то общий+).
Часто такая компания официально не входит в холдинг, а лишь используется им за определенный процент отчислений (это, например, всем известные фонды, обладающие льготами по налогообложению и получающие фактически только за подписание соответствующих документов вполне ощутимые деньги, направляемые в соответствии с их уставом на какое-нибудь благое дело).
3. Российская стабильная и долгоживущая компания (имеющая “раскрученную” торговую марку), которой, как правило, оказывает соответствующую рекламную поддержку производитель товара. Соображения о цене стабильности, приведенные в п. 2, применимы и здесь.
Все взаиморасчеты между перечисленными компаниями и регулирует структура со странным названием “виртуальный холдинг”. Однако результат действия этой виртуальной воли весьма осязаем (и даже приятен) для всех участников процесса.
Кроме названных, в операциях могут быть задействованы также зарубежные производители товара (прямые поставщики), российские его потребители (мелкооптовые фирмы) и отечественные поставщики, используемые для расширения спектра предложения товаров и услуг. Для минимизации налогов отношения с ними зачастую строятся на основе бартерных сделок, переуступки прав, договоров о совместной деятельности и любых других операций, не связанных с непосредственной продажей товаров и денежным обращением.
Описанная структура ведет себя, как живой организм, - непрерывно эволюционирует, приспосабливаясь к законодательству и прочим особенностям нашего неспокойного государства. Имея в виду подобный виртуальный холдинг, мы и будем рассматривать управленческие вопросы.
УправленЧеский уЧет - глаза фирмы
Пожалуй, главное отличие управленческого учета от традиционного бухгалтерского состоит в том, что последний не позволяет в каждый произвольно выбранный момент времени видеть полную (без разбиения по отдельным юридическим лицам) и оперативную (в бухгалтерии, как правило, документы опаздывают) картину происходящих в виртуальном холдинге событий.
Оперативность учета напрямую вытекает из общих законов управления - время для обработки информации и формирования управляющих воздействий должно быть меньше времени реакции системы. (Сама собой приходит на ум ассоциация с водителем автомобиля. Если вы увидели яму - надо успеть нажать на тормоз или повернуть руль так, чтобы машина вовремя затормозила или изменила курс.)
Подход к учету событий. И бухгалтерия, и подсистемы управленческого учета (УУ) могут учитывать одни и те же события, однако способ учета у них разный. Возьмем в качестве примера учет и расчет дебиторской задолженности клиента.
Почему-то (вот загадка!) часто бывает, что в зависимости от способа оплаты в роли продавца выступают разные фирмы, объединенные общим бизнесом, но не юридическими отношениями. При этом баланс клиента при бухгалтерском учете - это баланс дебитора отдельно в каждой из компаний, а с точки зрения общего бизнеса - это разность между суммами всех отгрузок и всех платежей для данного покупателя. При управленческом учете сразу известны не только сумма задолженности, но и вид платежа, которым ее желательно погасить.
Детальность учета. Для бухгалтерии каждый документ характеризуется небольшим количеством показателей - часто это общая сумма по документу и специальным образом рассчитанная часть от нее (например, сумма отпущенных товаров и сумма НДС). Дальше все операции производятся с этими значениями.
В бухгалтерском учете опять же бросается в глаза прежде всего фискальная направленность - как бы не скрылись от налогообложения доходы, полученные из-за разницы в закупочных ценах. Вот и получается по десятку субсчетов на один и тот же товар.
А для того, кто занимается продажами товаров (не путать с оформлением продаж!), важны совсем другие показатели - оборачиваемость склада и доходность. Тот факт, что одни и те же товары (физически неразличимые) куплены за разную цену, для него не более чем пропорциональное повышение себестоимости всей наличной массы этих товаров.
На этом примере хорошо видно, что весь УУ, за исключением особо оговариваемых случаев, - средневзвешенный. Просто по-другому невозможно управлять большими потоками однотипных событий.
Небольшой учетный период (не более недели). Учетный период должен, с одной стороны, быть длиннее типовой цепочки операций (“сделки” - см. словарик), а с другой - удовлетворять требованиям оперативности. Наиболее удобно выбрать неделю. Кроме того, недели одинаковы по количеству в них рабочих часов, дней и т. д. и при сравнении показателей нет необходимости вводить нормирующие коэффициенты (как, например, при сравнении февраля с мартом). А неполные недели можно вообще отбрасывать из анализа, особенно при большой длительности анализируемого периода.
Нечувствительность к организационной структуре. Это свойство УУ впрямую следует из подхода к учету событий. Для составления наиболее точной картины бизнеса должны фиксироваться все производимые действия. Логично, чтобы они фиксировались в том месте, где происходят, а вот как они потом будут проведены в бухгалтерии - тема отдельного исследования. (Вспомните хотя бы свою последнюю поездку в командировку и авансовый отчет по ней+) Заметим, что дополнительными элементами структуры, как правило, добавляются только дополнительные статьи расходов.
Изменение балансов по факту совершения операции. Поскольку при формировании учетной политики УУ мы не столь жестко ограничены действующей нормативной базой, как при бухгалтерской учетной политике, возможно введение внутрифирменных нормативов и правил, по которым событие считается завершенным. Особенно хорошо это различие видно при использовании неденежных форм расчетов.
Параллелизм операций, относящихся к УУ. В бухгалтерии (принципы которой закладывались более 500 лет назад) структура сугубо иерархическая: если двое ведут один счет, значит, у каждого свои субсчета и свои журналы. А вот события, регистрируемые для целей УУ, в соответствии с такой иерархией расположить нельзя - несколько человек выполняют совершенно аналогичные действия на общем массиве данных, например, менеджеры по продажам выписывают счета и оформляют отгрузочные документы.
Вывод: реализация УУ возможна только на основе общей корпоративной базы данных.
Продолжение следует
Алексей Важнов
К Алексею Важнову, исполнительному директору фирмы ICS, можно обратиться по адресу: vazhnov@postman.ru.