Алексей Максимов
Следуя сложившейся традиции представлять в начале года мнение ведущих аналитиков относительно тенденций развития ИТ на год грядущий, мы предлагаем вашему вниманию прогноз корпорации IDC (www.idc. com). Думаю, многим будет небезынтересно сравнить его с прогнозом годичной давности (см. PC Week/RE, № 3/97, с. 1).
1. Рост электронной коммерции в Web.
Аналитики IDC полагают, что в 1998 г. число пользователей Web приблизится к 100 млн. В очередной раз оно практически удвоится: в 1996 г. доступ в Web имели 28 млн. человек, а в 1997 г. более 50 млн. Ожидается, что к 2001 г. службами Web будут пользоваться более 200 млн. человек. еще быстрее будет развиваться электронная Web-коммерция: в 1998 г. ее оборот превысит 20 млрд. долл., что почти в три раза больше, чем в 1997 г. (7 млрд. долл.). В 1998 г. ведение бизнеса в онлайновом режиме перестанет быть уделом избранных и станет доступным широкому кругу людей.
2. Демократизация Web.
Сегодня две трети оборота мировой экономики приходятся на потребительский рынок. Чтобы соответствовать мировым тенденциям, Web предстоит стать доступной широким слоям населения. Ожидается, что в 1998 г. почти 25% американских семей будут иметь возможность использовать службы Интернет в онлайновом режиме, что будет способствовать смещению фокуса интересов провайдеров Сети в сторону потребительского сектора.
Таким образом, освоение Web станет жизненно важно для коммерсантов, поставляющих потребительские товары, а потребности населения, в свою очередь, изменят ассортимент продуктов ИТ, особенно в области ПК и микропроцессоров.
3. Информационные терминалы изменят представление о массовом рынке.
Пока производители ПК стремились преодолеть рубеж в $1000, родилось сословие информационных устройств ценой $200, предназначенных для упрощения и снижения стоимости доступа в Web. В 1997 г. WebTV первенец в этой категории продуктов пребывал в гордом одиночестве. Однако в 1998 г. ожидается взрывной рост продаж таких систем, как телевизионные приставки, Web-телевизоры, Web-телефоны, игровые приставки и персональные цифровые секретари с поддержкой доступа в Web и др.
Наступление потребительской электроники скажется на всей индустрии ИТ. Во времена мэйнфреймов и мини-ЭВМ персональные компьютеры изменили представление о массовом рынке, но выходящие на арену встраиваемые приложения заставят в очередной раз переосмыслить это понятие, поскольку в количественном отношении превзойдут ПК.
По оценкам IDC, в Америке уже к 2002 г. домашние пользователи будут за год приобретать информационных терминалов больше, чем ПК. К 2005 г. эти устройства (включая сетевые компьютеры) составят конкуренцию ПК по общим объемам продаж в количественном отношении. А к 2010 г. их будет продаваться минимум в десять раз больше, чем ПК.
Столь сильный рост пока ничтожно малого рынка заставит поставщиков ПК, микросхем (особенно Intel), периферии и ПО перестроить свои бизнес-модели. Им придется значительно увеличить объем выпуска более дешевых продуктов. Microsoft предстоит побороться с разработчиками лучше ориентированных на встраиваемые приложения ОС (например, JavaOS), чтобы Windows смогла сохранить майку лидера среди клиентских платформ.
4. Поставщики ПК сконцентрируют внимание на потребительском рынке.
Благодаря появлению ПК дешевле $1000 насыщенность американского рынка домашних компьютеров достигла 45%. Аналитики IDC считают, что достичь 6080-процентного уровня удастся лишь после выпуска ПК ценой $500$700, а ведущие производители смогут выйти на этот уровень примерно через полтора года.
Движущей силой современного рынка ПК является спрос на дешевые домашние компьютеры, причем этот фактор влияет на рынок сильнее, чем продажи корпоративных ПК. поставщики ПК, которые не смогут захватить достаточную долю рынка домашних компьютеров, не продержатся в бизнесе ПК дольше трех лет.
5. Intel займется процессорами для встраиваемых приложений.
Несмотря на продолжающееся снижение цен на процессоры класса Pentium, эти процессоры не смогут конкурировать в сегменте встраиваемых приложений, где микросхемы других поставщиков достигли цен уровня $1020.
Аналитики IDC предсказывают, что в 1998 г. Intel удивит рынок, выпустив не-Pentium-процессор, предназначенный для дешевых, но высокопроизводительных встраиваемых приложений. На эту роль явно претендует семейство микросхем StrongARM, перешедшее к Intel в результате сделки с Digital. И хотя источники, близкие к Intel, опровергают эту гипотезу, планы компании могут внезапно измениться.
6. Microsoft создаст не-Windows-платформу для встраиваемых приложений.
IDC предсказывает, что запрет на включение Microsoft Internet Explorer в состав ОС будет носить временный характер. Это объясняется тем, что пользователи хотят иметь браузер как базовую функцию своих систем. Но в качестве такого браузера им нужен продукт, совместимый с другими браузерами и серверами. Microsoft уже проделала определенную работу в этом направлении (см. www.anybrowser.org/ campaign/).
В то же время стремление Microsoft поместить в Windows как можно больше функций затруднит ее продвижение на рынке информационных терминалов. Серверный подход корпорации в этой области оказывается не столь успешным, как идея создания ОС, ориентированных на конкретные приложения и поддерживающих пусть менее развитые, но достаточно эффективные связи с ПК на основе Windows. Примером тому служит успешное продвижение на рынке карманных компьютеров устройства PalmPilot несмотря на все усилия поставщиков систем на базе Windows CE.
Учитывая складывающуюся ситуацию, IDC полагает, что Microsoft может переосмыслить свою стратегию в области встраиваемых приложений и разработать новую специализированную не-Windows-платформу.
7. Начинается эра мегабитных скоростей доступа в Интернет для домашних пользователей.
Сегодня менее 0,5% домашних пользователей США имеют мегабитные каналы доступа в Сеть. Аналитики IDC предсказывают, что к концу 1998 г. технология DSL, обеспечивающая высокую пропускную способность, пройдет успешные испытания и DSL-подключениями будут охвачены уже около 16 тыс. частных домов США. Массовое внедрение DSL ожидается в 1999 г., а год спустя по числу подключений эта технология составит конкуренцию как кабельным модемам, так и ISDN. Предполагается, что к 2002 г. общая доля мегабитных технологий DSL и кабельных модемов составит 15%, в то время как число подключенных к Интернет частных американских домов достигнет 4550 миллионов.
Несмотря на то что пока применение ISDN растет, эта технология будет вытеснена с двух сторон: аналоговыми 56 кбит/с модемами “снизу”, а DSL и кабельными модемами “сверху”.
8. Сервис-провайдеры Интернет станут крупными потребителями ИТ.
В 1996 г. на долю операторов общедоступных сетей передачи данных приходилось лишь 36% всех закупок оборудования для глобальных сетей. Но с ростом Интернет им приходится все больше и больше средств тратить на оборудование: IDC полагает, что к 2000 г. на их долю придется уже 51% закупок сетевого оборудования.
Сервис-провайдеры Интернет (ISP) становятся также все более крупными потребителями и других продуктов ИТ: серверов, СУБД, ПО для Web-серверов, управляющего ПО и др. Эта тенденция благоприятно отразится на продажах хорошо масштабируемых технологий (Unix, Netscape), наилучшим образом подходящих для ISP, но оказавшихся в последнее время в тени продуктов Microsoft.
Не исключено, что от выбора ISP будет во многом зависеть успех таких поставщиков сетевого оборудования, как Cisco, 3Com, Bay Networks и Ascend, а также исход битвы Windows NT с Unix.
9. Ключевые Интернет-технологии.
Дальнейшему расцвету Сети в 1998 г. будет способствовать внедрение четырех ключевых технологий: цифровых сертификатов, “тонкого” ПО, Web-аудио и перевода языков.
Надежные и не слишком сложные цифровые сертификаты совершенно необходимы для развития электронной коммерции. По оценкам IDC, в 1998 г. в этой области преуспеют GTE, Entrust, Verisign и xCert. Объем этого бизнеса увеличится с 130 млн. долл. в 1996 г. более чем до 2 млрд. долл. в 2000 г.
Рост продаж информационных терминалов окажет наибольшее влияние на развитие “тонкого” ПО, предназначенного для сотен миллионов встраиваемых приложений. Специфика новой модели ПО заключается в том, что 20% кода являются резидентными и используются приложением 80% времени. Оставшиеся 20% времени применяется ПО, загружаемое через сеть.
В преддверии захвата Web видеоприложениями, требующими высокой пропускной способности, которую в перспективе обеспечат DSL и кабельные модемы, в Web придет полноценное аудио. Потоковое аудио (например, Real Audio) уже стало нормой для многих коммерческих узлов Web. В 1998 г. пользователи смогут с помощью речевого интерфейса (типа CTI фирмы General Magic) получать доступ к голосовой почте, E-mail, календарным планам и даже к базам знаний. В результате сотовые телефоны станут настоящими информационными терминалами.
Сегодня пользователи Web за пределами США (42% от общего числа) являются наиболее быстро растущей частью “населения” Сети. Ориентируясь на них, коммерческие узлы Web будут активно внедрять инструменты перевода содержимого Web на различные языки. Такие инструменты уже предлагают фирмы Alis Technologies, Transparent Language и Digital (Alta Vista).
10. Борьба за неопределившихся клиентов приведет к слияниям крупных компаний.
Развитие Интернет приводит к росту числа новых пользователей ИТ. Опросив 11 тысяч менеджеров отделов ИС, IDC установила, что почти 60% из них не смогли назвать какого-либо конкретного поставщика, который мог бы удовлетворить их основные потребности для работы в Сети. Наибольшее число голосов получила Microsoft (11%), далее следует IBM (7%). Понимая, что пользователи не могут долго находиться на распутье, крупные компании в борьбе за них поспешат прибегнуть к слияниям. По мнению IDC, наиболее вероятно объединение Netscape и Oracle, а также Sun с одним из ведущих поставщиков систем масштаба предприятия.
Объединение Netscape и Oracle взаимовыгодно, поскольку Netscape, закрепившейся на корпоративном рынке, не хватает имеющихся у Oracle ресурсов. В свою очередь, Oracle также преуспевающей компании необходимо больше аргументов в борьбе с Microsoft, таких, как прошедшее проверку временем ПО для Web, хорошие средства групповой работы и передачи сообщений, а также продукты для рынка клиентского ПО. Зато все это есть у Netscape. При условии эффективного управления объединенная компания смогла бы составить серьезную конкуренцию Microsoft. Однако объединению может препятствовать тот факт, что каждая из двух сильных команд руководителей, возможно, постарается перетянуть одеяло на себя.
У Sun очень высокий рейтинг в области Интернет. Ее продукты предпочитают Web-мастера, инженеры и другие пользователи, имеющие опыт практической работы в Сети. Однако на корпоративном рынке ИТ позиции Sun заметно уступают другим поставщикам. Учитывая наличие еще не определившихся бизнес-покупателей, можно считать, что у Sun есть шанс в ближайшие два года получить признание на корпоративном рынке. IDC полагает, что для этого компания будет искать возможность слиться с поставщиком компьютеров, имеющим хорошую репутацию у менеджеров отделов ИС. Среди подходящих кандидатов Digital и Unisys. Возможно, кандидатом станет какая-либо компания, специализирующаяся на ИТ-службах, либо поставщик ПК, имеющий высокий рейтинг на корпоративном рынке (например, Compaq). Проблема для Sun заключается в том, что все они имеют довольно близкие отношения с Microsoft, поэтому в случае объединения Sun придется пересмотреть свою политику в отношении старого конкурента.