Может ли федеральная информационная система способствовать развитию малого бизнеса в России? Этой теме была посвящена беседа с Игорем Городничим, генеральным директором корпорации RBCNet (“Российская информационная сеть делового сотрудничества”), и Игорем Крохиным, президентом компании “Анкей”, участвовавшей в разработке проекта сети и выполняющей функции системного интегратора при тиражировании московского решения для регионов.
Отцы-основатели системы информационной поддержки малого бизнеса России Игорь Крохин (слева) и Игорь Городничий
PC Week: Осуществить большой федеральный проект, конечно, заманчиво. Хотя порой это не всегда под силу даже крупным государственным структурам. На чем основана уверенность, что вы сможете выполнить все задуманное?
Игорь Городничий: Смею заверить, что мы представляем не просто две коммерческие организации, которые замахнулись на государственные денежки. Бюджетные средства для реализации этого проекта не привлекаются вовсе. АО RBCNet выросло из недр российской торгово-промышленной палаты (ТПП), которая владеет контрольным пакетом акций АО. Среди других акционеров назову “Анкей”, Промрадтехбанк, агентство “Экономическая сеть”, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, сеть передачи данных РОСПАК, международное бюро информации и телекоммуникаций (МБИТ), компанию ИНЭК, производящую ПО для анализа деятельности предприятий.
Та идея, которая позднее воплотилась в виде сети RBCNet, возникла в российской ТПП еще в 1992 г., когда новые рыночные отношения потребовали создания единого механизма электронного обмена бизнес-данными между различными субъектами Федерации, а также зарубежными странами. Первый вариант такой сети функционировал на базе модемных соединений, следующий был создан на основе сети передачи данных Х.25 РОСПАК. В 19921994 гг. мы занимались моделированием механизма взаимодействия субъектов рыночной инфраструктуры России и пришли к выводу, что, во-первых, торговать деловой информацией пора; во-вторых, появился реальный проект сети делового сотрудничества; в-третьих, в стране нет постоянного и стабильного источника финансирования таких крупных проектов. В результате было создано АО RBCNet и часть сети делового сотрудничества, ориентированная на Москву.
Сейчас у ТПП 135 отделений по всей России, 18 представительств за рубежом. Мы активно работаем с различными объединениями российских предпринимателей, например c Ассоциацией российских банков. Сегодня заключено уже более 40 соглашений с субъектами РФ о совместном развитии инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательства в регионах. Осенью по инициативе соответствующих ТПП РФ создан Международный центр деловой информации стран СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы. Первоначально этот центр сосредоточится на трех аспектах бизнеса: торговые предложения, координация выставочной деятельности и обмен информацией о законодательствах.
PC Week: Осуществить большой федеральный проект, конечно, заманчиво. Хотя порой это не всегда под силу даже крупным государственным структурам. На чем основана уверенность, что вы сможете выполнить все задуманное?
Игорь Городничий: Смею заверить, что мы представляем не просто две коммерческие организации, которые замахнулись на государственные денежки. Бюджетные средства для реализации этого проекта не привлекаются вовсе. АО RBCNet выросло из недр российской торгово-промышленной палаты (ТПП), которая владеет контрольным пакетом акций АО. Среди других акционеров назову “Анкей”, Промрадтехбанк, агентство “Экономическая сеть”, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, сеть передачи данных РОСПАК, международное бюро информации и телекоммуникаций (МБИТ), компанию ИНЭК, производящую ПО для анализа деятельности предприятий.
Та идея, которая позднее воплотилась в виде сети RBCNet, возникла в российской ТПП еще в 1992 г., когда новые рыночные отношения потребовали создания единого механизма электронного обмена бизнес-данными между различными субъектами Федерации, а также зарубежными странами. Первый вариант такой сети функционировал на базе модемных соединений, следующий был создан на основе сети передачи данных Х.25 РОСПАК. В 19921994 гг. мы занимались моделированием механизма взаимодействия субъектов рыночной инфраструктуры России и пришли к выводу, что, во-первых, торговать деловой информацией пора; во-вторых, появился реальный проект сети делового сотрудничества; в-третьих, в стране нет постоянного и стабильного источника финансирования таких крупных проектов. В результате было создано АО RBCNet и часть сети делового сотрудничества, ориентированная на Москву.
Сейчас у ТПП 135 отделений по всей России, 18 представительств за рубежом. Мы активно работаем с различными объединениями российских предпринимателей, например c Ассоциацией российских банков. Сегодня заключено уже более 40 соглашений с субъектами РФ о совместном развитии инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательства в регионах. Осенью по инициативе соответствующих ТПП РФ создан Международный центр деловой информации стран СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы. Первоначально этот центр сосредоточится на трех аспектах бизнеса: торговые предложения, координация выставочной деятельности и обмен информацией о законодательствах.
Игорь Крохин: Проект весьма непростой, ведь работать приходится на совершенно новом, а потому сложном рынке торговли информацией. И это не тот сегмент, от которого можно ожидать быстрых прибылей. “Анкей” и ТПП вложили в проект по 500 тыс. долл. В следующем году мы намерены освоить 35 млн. долл. Однако отдача, ожидаемая в будущем, безусловно, стоит сегодняшних трудов и материальных затрат.
PC Week: Как вы докажете потребителю, что ваша информация стоит денег?
И. К.:Мы проанализировали, откуда российский предприниматель черпает деловую информацию. Ему нужна и аналитика рынка, и финансовые сводки, и законодательная база и пр. Чем дальше от Москвы, тем меньше источников такой информации.
И. Г.: Среди множества источников информации, которые, казалось бы, переполняют рынок, основную массу составляют новостные или рекламирующие ту или иную сферу бизнеса. А вот информация о предприятих, услугах, тарифах, поставщиках и т. п. спрятана во множестве различных БД, причем практически никто не несет ответственности за достоверность своих данных. Мы, если заключаем эксклюзивные соглашения с поставщиками информации, например ценовой, обязательно проверяем ее и гарантируем достоверность.
PC Week: Для малого бизнеса весьма существенен объем предоставляемой информации. Что делать, если нужна одна строчка, а листать справочник целиком дорого?
И. Г.: Можно продавать онлайновый доступ, так сказать, в розницу не ко всей БД, а к одной строчке. Другая возможность “горячая линия” информационной поддержки абонентов. Это означает, что пользователь направляет свой запрос (он может иметь очень сложную структуру) администратору, который ответит ему сразу после нахождения требуемой информации.
И. К.: Для тех, кто настолько осторожен, что не будет платить за информацию, пока не убедится, что она действительно в системе есть, предусмотрен бесплатный вход на правах гостя. Посетитель сможет прочитать некоторую информацию, даже полистать базы данных, однако содержимое части полей от него будет закрыто.
PC Week: В названии сети упоминается “деловое сотрудничество”. Что под этим подразумевается?
И. Г.: RBCNet это не просто возможность онлайнового доступа к разнообразным БД. Администратор сети поддерживает различные списки рассылки: общий список абонентов, тематические группы (действующие в одном сегменте рынка), поставщики/потребители и т. д. Любой абонент сети может обратиться с коммерческим предложением, которое получат все имеющие отношение к его бизнесу. Таким образом можно, например, подобрать нового бизнес-партнера или продать железнодорожный состав с нефтью.
И. К.: Найти через Интернет делового партнера это еще полдела, нужно еще подготовить официальные документы, поставить подписи и печати. Для этого нужны защищенные соединения, механизм цифровой подписи, т. е. весь арсенал средств электронной коммерции: от выписки счета в онлайновом режиме до усиленной авторизации (без шифрования) и полноценной криптозащиты, которая предлагается абонентам RBCNet и основана на разработках, сертифицированных ФАПСИ.
И. Г.: Эти возможности мы собираемся широко использовать на следующем этапе развития спектра услуг, предоставляемых RBCNet. В частности, в ближайшие дни мы сдаем в эксплуатацию первую очередь системы электронных торгов в сфере закупки продукции, товаров и услуг для государственных нужд. Первый этап подразумевает создание системы сбора информации.
PC Week: Когда, по вашему мнению, проект RBCNet начнет приносить прибыль?
И. Г.: Думается, что в 1998 году уже удастся выйти на уровень окупаемости.
И. К.: Сегодня у RBCNet несколько тысяч платных подписчиков. На Web-сервер (www.rbcnet.ru) поступает до 5 тыс. обращений в день. Приблизительно 20% обращений приходят из-за рубежа. Кстати, часть информации у нас переведена на английский язык в расчете на зарубежных посетителей.
PC Week: Вы не собираетесь открывать англоязычный сервер?
И. Г.: Вряд ли мы будем делать это. Потребители нашей информации это те, кто работает или хочет работать в России. В таких компаниях обязательно есть хотя бы один человек со знанием русского языка.
PC Week: Вы рассказали, что сеть будет расширяться, увеличится количество новых услуг. Что еще ждет малый бизнес России?
И. К.: Коммерческая сеть на базе Web это хорошо. Но все же Интернет приходит в российские регионы не так быстро, как хотелось бы. Кроме того, предлагаемый нами продукт деловая информация вовсе не является продуктом массового спроса, он предназначен для специфической аудитории. Поэтому следующим логичным шагом стало создание организации, предоставляющей этой аудитории услуги доступа в Интернет. Новый московский интернет-провайдер “Бизнес-Интернет-Сервис” (БИС) начнет предоставлять услуги с 1 марта. Оптоволоконные каналы связи он приобрел у “МТУ-Информ”.
И. Г.: Основная цель дать пользователям возможность выхода в Интернет, обеспечить их телекоммуникационным сервисом, услугами электронной коммерции, включая информационные ресурсы, криптозащиту и цифровую подпись. Весь интерфейс русскоязычный, система предусматривает отсутствие у пользователя специального штата технической поддержки.
И. К.: Это не будет дешевый Интернет “для всех”. Если RBCNet это информационные ресурсы для бизнеса, то проект БИС означает появление российского провайдера бизнеса в Интернет. Первоначально БИС будет предоставлять услуги в Москве. (Сейчас этот провайдер располагает 60 коммутируемыми линиями.) Затем будет построена собственная межрегиональная сеть передачи данных на основе спутниковых каналов связи
К Игорю Крохину можно обратиться по телефону: (095) 258-3810, к Игорю Городничему по телефону: (095) 973-0287.