Алексей Максимов
Карманные ПК
Карманные ПК (КПК) занимают все более заметное место на компьютерном рынке, в первую очередь благодаря высоким темпам роста объемов продаж. И хотя до состояния развитого этому сегменту рынка еще предстоит проделать немалый путь, на рубеже нового года его участники обрели цивилизованный инструмент открытого обмена информацией и мнениями - конференцию “Компьютер на ладони - реальность и перспектива”, которая, надеюсь, станет проходить регулярно.
Филипп Ланг: “MessagePad остается одним из основных интересов Apple”
Организатором декабрьской конференции выступила, как и положено, самая активная на сегодняшний день компания, одной из первых начавшая не только поставлять в Россию КПК, но и осуществлять обслуживание пользователей, - “МакЦентр”. Замечу, что о сервисе пользователей КПК здесь упомянуто не случайно. Опыт нескольких лет продаж показал, что контингент покупателей КПК заметно отличается от контингента покупателей любых других компьютеров, главным образом по уровню компьютерной грамотности. Можно сказать, что КПК первыми пробивают путь ИТ на действительно массовый рынок, где большинство потребителей впервые сталкивается с компьютерной техникой. Возможно, поэтому жизненный путь маленьких машинок складывается далеко не просто.
Конференция длилась примерно шесть часов и прошла на одном дыхании. Проблем для обсуждения накопилось множество. Прежде всего хотелось понять, каковы масштабы проникновения КПК в Россию и как быстро растут их продажи, какие системы пользуются наибольшим спросом, как обстоят дела у отечественных программистов - локализаторов ОС для КПК, каковы планы зарубежных производителей КПК в области поддержки российских разработчиков ПО и реселлеров. Актуальных вопросов, естественно, накопилось больше, но обсудить их все даже за шесть часов было практически невозможно.
Оценить состояние и перспективы отечественного рынка взялся директор “МакЦентра” Дмитрий Хавжу. Эта компания имеет уже двухлетний опыт поставок КПК, который, учитывая молодость рынка, можно считать солидным. Г-н Хавжу рассказал, что первым на российский рынок пришел персональный цифровой секретарь Newton MessagePad 100 фирмы Apple, обладавший уникальной для того времени возможностью рукописного ввода и распознавания текста (естественно, английского). “Вступая в этот бизнес, мы имели возможность учесть ошибки коллег, попытавшихся продавать MessagePad в России и не уделивших должного внимания локализации устройства, - сообщил г-н Хавжу. - Поэтому мы начали с решения задачи русификации и поддержки разработчиков ПО. В результате, несмотря на отсутствие помощи со стороны Apple, усилиями фирм Paragon, Kami-NT и "МакЦентр" для MessagePad было создано ПО русификации, а компания ParaGraph разработала программу распознавания рукописного русского текста”.
Тем не менее судьба моделей MessagePad складывается неадекватно их возможностям. “Продвижение КПК сильно зависит от поддержки изготовителей, - заявил г-н Хавжу. - Apple ведет себя недостаточно гибко, не только не инвестируя средств в российский рынок КПК, но даже не оказывая технического содействия русификации MessagePad”. Замечу, что такая поддержка предполагает возможность не просто создать программную надстройку-локализатор, а заменить в ПЗУ устройства исходную ОС на локализованную. Часто это имеет решающее значение по причине ограниченности ресурсов памяти и производительности карманных машин.
Г-н Хавжу считает, что во многом из-за политики Apple, а точнее, ее отсутствия этап увеличения продаж различных моделей MessagePad завершился и сменился фазой стабилизации. Безусловно, было интересно услышать мнение по этому поводу менеджера East Europe Apple Computer Филиппа Ланга. Но тот ограничился лишь представлением новой модели MessagePad 2100, пообещав передать все замечания своему руководству и заявив, что не имеет полномочий комментировать официально не объявленные продукты и планы компании. Самым интересным в его выступлении был, пожалуй, рассказ о большом числе применений MessagePad в разных странах мира. К сожалению, практически полное отсутствие информации о вертикальных приложениях для Newton и их внедрении в России нашло еще одно подтверждение - г-ну Лангу подобные случаи также неизвестны. Справедливости ради замечу, что, по неофициальным данным, такие случаи имеют место быть, но российские корпоративные заказчики крайне неохотно (если не сказать больше) дают о них информацию, соответственно не разрешая ее оглашать и компаниям - исполнителям проектов.
Дмитрий Хавжу: “КПК в России продаются по той цене, по какой их покупают”
А вот английская фирма Psion, как отметил г-н Хавжу, - это единственный изготовитель КПК, предоставивший российским пользователям полностью локализованные на аппаратном уровне устройства Sienna, Psion 3a/3c и комплект русскоязычного бизнес-ПО. Что касается последней модели Psion 5, то и для нее уже существует два варианта ПО русификации. “Сегодня объем продаж Psion и MessagePad "МакЦентром" примерно совпадает - где-то 60 - 70 штук в месяц, - отметил г-н Хавжу. - Но если на долю нашей компании приходится 90% поставок MessagePad, то на долю Psion - только 30%. Благодаря инвестициям Psion в локализацию своих систем их продажи в России идут гораздо успешнее, чем MessagePad”. Алексей Безлепкин, заместитель генерального директора PsiRus (российского представительства Psion), подчеркнул, что модели этой компании уникальны на российском рынке: на них распространяется мировая гарантия. Правда, это порадует лишь пользователей, не нуждающихся в русскоязычной поддержке. Тем же, кому нужна локализация, приобретать, например, Psion 5 за рубежом не имеет смысла: все преимущество от существенно более низкой цены “съест” стоимость ПО локализации ($160).
А вот русификатор для PalmPilot стал бесплатным (зато на эти устройства в России не распространяется мировая гарантия!). Это свидетельствует об усилившемся интересе к российскому рынку со стороны подразделения Palm Computing компании 3Com, являющегося изготовителем весьма популярных в мире КПК PalmPilot. Эта компания предоставила средства разработки и заключила с фирмой Paragon соглашение о выпуске русификатора PiLoc, который можно бесплатно получить на Web-узле Paragon. Старший вице-президент Paragon Александр Зудин и директор 3Com Palm Computing по маркетингу в Европе Анна-Мария Бурсье отказались уточнить детали соглашения. Г-жа Бурсье отметила только, что оно не предполагает финансовой поддержки со стороны 3Com, зато открывает для Paragon другие возможности, такие, как реклама на Web-узле и участие в корпоративных форумах американской компании. Как сообщил г-н Зудин, права на предустановку PiLoc (пользователь дополнительно получает локализованное ПО обмена, устанавливаемое на настольном ПК) получили компании RRC (российский дистрибьютор 3Com) и “МакЦентр”. По словам г-на Хавжу, его компания ежемесячно продает около 100 - 110 систем PalmPilot различных моделей.
“Сегодня мы продаем 120 - 130 КПК на основе ОС Windows CE в месяц, - заявил г-н Хавжу. - Тенденция к росту рыночной доли этих систем сохранится и в 1998 г.”. Он объяснил свой прогноз близостью бизнес-модели КПК на основе Windows CE к бизнес-модели настольных систем: есть одна ОС, разработанная Microsoft, и не менее десяти поставщиков аппаратных средств.
Г-н Хавжу отметил доступность средств разработки для Windows CE, благодаря чему компании “Арсеналъ”, “АртСофт”, Paragon и ParaGraph сумели создать в России аж четыре платформы локализации Windows CE! Пользуясь присутствием на конференции менеджера по маркетингу Microsoft AO Гамида Костоева, г-н Хавжу задал ему уже ставший риторическим вопрос, намерена ли Microsoft приложить руку к созданию полностью русифицированной версии своей ОС для КПК. Г-н Костоев честно признался, что конкретного ответа у него нет. Причин тому, по его мнению, несколько. Во-первых, принятие решения о локализации того или иного продукта зависит от объема его продаж на местном рынке. Видимо, пока, с точки зрения Microsoft, этот объем не достиг нужного уровня. Во-вторых, Windows CE - продукт для OEM-производителей, а не “коробочный”. Поэтому и инициатива по локализации должна идти от OEM-партнеров, изготавливающих КПК. Ну и в-третьих, “Microsoft - корпорация большая, а Windows CE - продукт новый”.
Г-н Костоев нашел все же, чем подбодрить участников конференции: “Над запросами российских фирм уже думают юристы корпорации”. Он не дал прямой оценки, но фактически предостерег российских программистов от действий, нарушающих лицензионные права Microsoft. “Насколько мне известно, лишь ПО локализации фирмы ParaGraph не затрагивает интерфейс Windows CE”, - отметил г-н Костоев.
Александр Фузеев: “Благодаря встроенным средствам защиты информации КПК могут использоваться для мобильного доступа к корпоративным БД”
Подробнее об особенностях российского рынка КПК рассказал заместитель директора “МакЦентра” Александр Фузеев, который привел статистические данные, основанные на результатах опросов, проводимых компанией. По его словам, 80% продаж сегодня приходится на Москву, но это не означает, что все машины остаются в столице, часть из них развозится по всей стране. Тем не менее ситуация пока повторяет развитие рынка настольных ПК - вначале все концентрируется в Москве. Потенциальную емкость столичного рынка г-н Фузеев оценивает в 100 - 120 тыс. КПК, насыщенность - менее 10% (пока продано лишь около 8000 - 9000 машин). При этом покупатели делятся на индивидуальных (82%) и корпоративных (18%). “Сегодня ежемесячные продажи вышли на уровень двух тысяч машин в месяц, но темпы их роста очень высоки: летом 1997 г. за месяц покупалось лишь 1000 КПК, - сообщил г-н Фузеев. - К середине 1998 г., мы полагаем, объем продаж в Москве достигнет 4000 - 5000 машин в месяц”.
Интересно распределен рынок между платформами КПК. На декабрь 1997 г. на долю Windows CE-систем приходилось 60% рынка, Psion - 21%, PalmPilot - 12% и Newton - 7%. По словам г-на Фузеева, к середине 1998 г. ожидается следующее распределение рыночных долей: PalmPilot - 40%, Windows CE - 35%, Psion - 15%, Newton - 5%, другие платформы - 5%.
Опросы “МакЦентра” также позволили выявить причины, сдерживающие более широкое распространение КПК. Среди них: отсутствие полной локализации ОС (40%), недостаточно надежная защита информации (23%), слабые коммуникационные возможности (20%), нехватка приложений на русском языке (15%) и прочие (2%).
К числу других интересных новостей можно отнести сообщение менеджера по продажам фирмы Demos Игоря Токмакова о том, что эта компания получила статус эксклюзивного российского дистрибьютора КПК компании Hewlett-Packard. А менеджер по продуктам Sharp компании MC Electronics рассказал о намерении этой компании начать весной 1998 г. поставки в Россию новых цветных моделей Windows CE-КПК фирмы Sharp.
Мы не имеем возможности рассказать обо всех представленных продуктах и затронутых проблемах, поэтому рекомендуем за дополнительной информацией обращаться к компаниям - участникам конференции. телефоны и адреса фирм: “МакЦентр” - (095) 956-6888, www.maccentre.ru; российское представительство Apple - (095) 956-3974, www.apple.ru; Microsoft AO - (095) 967-8585, www.microsoft.com/windowsce; PsiRus - (095) 955-2484, psirus@aha.ru; Demos - (095) 956-6289, www.demos.su; Paragon - (095) 408-6179, www.paragon.ru; ParaGraph - (095) 129-1500, www.paratype.ru; “Арсеналъ” - (095) 924-5811, www.it.ru/arsenal; “АртСофт” - (095) 962-6793, www.artsoft.ru; MC Electronics - (095) 255-6283.