”Диасофт”: банки в эпоху перемен
Наталья Шестопалова
18 декабря компания “Диасофт”, один из ведущих в России производителей финансового ПО, провела пресс-конференцию, посвященную итогам деятельности за 1997 г., решениям компании, направленным на подготовку банков к переходу с 1 января 1998 г. на новый план счетов, анализу и прогнозу развития рынка автоматизированных банковских систем (АБС) в новых условиях. Вице-президент “Диасофт” по развитию бизнеса г-н Глазков охарактеризовал предстоящую банковскую реформу как революционную, поскольку бухучет полностью становится другим. В подготовке к ней особенно важным и напряженным был осенний период 1997 г., когда банкам и фирмам производителям банковского ПО приходилось на ходу решать новые для всех задачи. Ситуация усугублялась задержками в выпуске ЦБ нормативной документации (сами Правила ведения бухучета были утверждены в конце июня, а о технологии перехода к ним приходилось только догадываться), а также трудностями доведения ее до конечного потребителя - банковского работника (объем документации составляет 700 печатных страниц!). К тому же процедура проведения деноминации, обнародованная ЦБ 10 октября, была не так проста, как казалось поначалу, и требовала дальнейших разъяснений. Активная позиция “Диасофт” и некоторых других компаний в процессе сотрудничества с ЦБ, считает г-н Глазков, серьезно повлияла на решения, реализованные в положениях и инструкциях ЦБ.
Александр Глазков: “1998 год внесет много перемен в жизнь банков”
Чтобы создать необходимый продукт и справиться с потоком заказов, компания увеличила штат сотрудников со 190 до 285 человек. Число горячих линий возросло с 4 до 11, расширены отделы внедрения, сопровождения, открыт бесплатный консультационный центр. Если раньше процесс внедрения занимал от полугода до года, то теперь предстояло перевести за шесть недель на новую версию DiasoftBANK 4.41 сразу всех клиентов, число которых к концу года увеличилось до 600.
Компания вложила большие средства в организацию перехода банков на новые стандарты бухучета. “Диасофт” приобрела у ЦБ и разослала по банкам-клиентам все необходимые нормативные материалы, провела 47 семинаров в регионах. В конце октября компания выпустила бесплатный программный продукт BANKFREE, предназначенный для решения задач подготовительного периода, включая составление таблиц соответствия старых и новых лицевых счетов, уведомление клиентов и налоговой инспекции. Его получили все, кто хотел, - около 900 банков.
Уникальна встроенная в поставляемую систему “мягкая” технология перехода, позволяющая работать одновременно в старом, привычном, и новом планах счетов. При этом каждый документ вводится один раз, автоматически отражаясь в обоих планах, а система отчетности позволяет пользоваться как новыми, так и старыми формами, легко переключаясь с одних на другие. Такой подход позволит решить две наиболее острые проблемы переходного периода: адаптации рядовых сотрудников и обучения их новым правилам учета, а также сохранения информационного контроля над текущей ситуацией, построенного на визуальном анализе ключевых остатков и оборотов. “Вложив больше, чем другие, в "мягкую" технологию перехода, мы считаем, что c января по март именно она позволит нашим банкам выжить, а также привлечь новых клиентов за счет перераспределения рынка АБС”, - сказал г-н Глазков.
Характеризуя поведение банков, он отметил отсутствие у многих из них к началу осени реакции, адекватной масштабу предстоящей реформы. Выжидательная позиция, недооценка проблем привели к тому, что Приказ ЦБ РФ 01-243 от 10 октября , где были определены этапы перехода и указаны сроки их исполнения, поверг некоторых в шок. “Большая часть банков не в состоянии самостоятельно решить проблемы переходного периода, - считает г-н Глазков. - Исходя из этого, “Диасофт” взяла на себя ответственность за организацию необходимых мероприятий”. Одной из таких инициатив было письмо-соглашение, предупреждающее руководство банков о последствиях нарушения сроков выполнения мероприятий программы подготовительного периода.
Заглядывая в будущее, г-н Глазков высказал предположение о наступлении в I квартале 1998 г. нового банковского кризиса. По его словам, не все справятся с решением задач первой необходимости, в том числе и некоторые клиенты “Диасофт”. Другой особенностью этого периода, предполагает г-н Глазков, будет появление на рынке АБС “второй волны” банков из числа тех, кто посчитает необходимым изменить ранее принятое решение о приобретении той или иной системы, или отложивших свой выбор во время осенней кампании и занимающих выжидательную позицию. По оценкам экспертов, четверть российских банков надеялись осилить реформу собственными силами, и некоторые из них тоже станут кандидатами во “вторую волну”. По мнению специалистов “Диасофт”, сложившемуся в результате общения с представителями ЦБ, число нормативных актов, инструкций Банка России, предъявляющих новые требования к коммерческим банкам в 1998 г., будет значительно большим, чем в прошедшем (в процентном выражении они составят приблизительно 70% и 30%). Это касается и изменений технологии работы, и отчетности. Сама реформа, снижение ставок рефинансирования ускорят идущий на финансовом рынке процесс консолидации, приведут к возникновению крупных, многофилиальных банковских структур. Умение работать с такими заказчиками и определит, считает г-н Глазков, будущих лидеров рынка АБС. Одно дело - продавать коробочный продукт, другое - умение участвовать в тендерах, вести долгосрочные проекты. Кроме того, на рынке финансового ПО второй половины 1998 г., кроме учетных систем, будут востребованы системы “зарабатывания” денег (ПО для дилинга, паевых инвестиционных фондов и пр.).
Телефон компании “Диасофт”: (095) 215-9717.