Наталья Шестопалова

 

17 февраля в отеле “Рэдиссон-Славянская” состоялся семинар-выставка “Автоматизация в рамках нового плана счетов. Первый опыт и ошибки”, организованый российским представительством компании Microsoft. В нем приняли участие Центральный банк России, Ассоциация российских банков, компании SAP AG, R-Style Software Lab., “Диасофт” и ряд других отечественных и западных компаний-партнеров.

Свою основную цель Microsoft видит в предоставлении технологической платформы, которая даст финансовым учреждениям возможность быстро и эффективно разрабатывать и развертывать новые решения. Сюда относятся прежде всего Windows NT и линия серверных ОС  -  семейство продуктов Microsoft BackOffice. О последнем и шла речь на семинаре. Интегрированный пакет Microsoft BackOffice 4.0 является основой для построения интрасетей, а применительно к банкам он позволит в сочетании с автоматизированной банковской системой построить однородную информационную сеть требуемой конфигурации как базу для интеграции распределенных данных и приложений. Набор серверов пакета BackOffice обеспечивает такие функции, как поддержка Web-инфраструктуры (Site Server 3.0, Proxy Server 2.0, Internet Information Server 4.0, Windows NT Server 4.10), публикация информации (Active Server Pages, NetShow, SQL Server), взаимодействие (Exchange Server 5.5, Exchange Public Folders, Exchange Chat Server, Outlook) и автоматизация деловых процессов (Message Queue Server, Transaction Server и др.). Техническая поддержка программных продуктов семейства BackOffice обеспечивается авторизованным сервис-центром Hewlett-Packard.

Одним из крупных клиентов корпорации в России является Центробанк. Общее количество приобретенных им лицензий на программные продукты Microsoft на 1 января 1998 г. превысило 50 тыс. О ходе автоматизации работы банка рассказал на семинаре заместитель председателя Николай Егоров. Сегодня одним из факторов успеха любого банка на финансовом рынке является использование современных технологий. Роль ЦБ в стране состоит прежде всего в выработке и внедрении денежно-кредитной политики, что в свою очередь требует проведения экономического анализа. Другая задача  -  надзор за 1300 коммерческими банками и анализ их текущего состояния и ликвидности. Чтобы решить ее, необходим статистический аппарат. Учитывая размеры страны (только ЦБ имеет 82 территориальных управления), можно говорить, что это задача огромного масштаба. Значительных ресурсов требует и поддержка денежного обращения, связанная с деноминацией, а также развитие национальной расчетной системы. В течение 2 - 2,5 лет должна быть построена национальная система расчетов и управления рисками, работающая в реальном масштабе времени. Решение всех этих задач, сказал г-н Егоров, потребует использования особых технологий. Проведенный с целью выбора аппаратно-программной платформы тендер определил производителей базовых компонентов будущей системы  -  Hewlett-Packard и Informix. Система будет иметь трехуровневую архитектуру клиент-сервер с “тонким” клиентом. Необходимым условием ее надежного и безопасного функционирования в целом является развертывание выделенной телекоммуникационной сети. В ноябре 1997 г. была запущена первая спутниковая система связи, охватывающая европейскую территорию России; ее испытания проходят успешно. Во второй половине 1998 г. будет запущен второй спутник для регионов Дальнего Востока. Создается собственный центр управления спутниками и сетью наземных станций, насчитывающей 300 установок, а к концу года должно быть построено еще 500 и тем самым завершено формирование наземной телекоммуникационной инфраструктуры. Значительный шаг в создании расчетной системы был сделан в результате перехода с 1 января 1998 г. на новый план счетов и новые правила бухучета. В 34 регионах было проведено техническое перевооружение подразделений (переход на ОС Unix и платформу NT), в половине РКЦ было заменено оборудование, ПО, прошли переобучение люди. “Опыт переходного периода показал, что российская банковская система готова к работе и принятые технические решения оказались верными”,  -  заключил свое выступление г-н Егоров.

Важную роль в решении проблем переходного периода сыграла Ассоциация российских банков (АРБ). Организованная ею смешанная рабочая группа, в состав которой вошли специалисты коммерческих банков, компании  -  разработчики банковского ПО и представители ЦБ, провела большую работу по устранению неточностей и противоречий в новой системе бухучета. В конце декабря АРБ сформировала рабочие группы специалистов для выезда в регионы.

Специальную конфигурацию банковской системы на базе продукта R/3 представила на семинаре компания SAP AG, клиентами которой являются свыше 170 банков во всем мире, в том числе пять из десятки крупнейших в Европе. Набор модулей R/3 реализует функции бэк-офиса финансового учреждения, является открытой системой и предоставляет пользователям возможность проведения собственных разработок с помощью инструментального средства ABAP/4.

Представители “Диасофта” и R-Style Software Lab.  -  ведущих российских компаний, производящих банковское ПО, рассказали об использовании программных продуктов Microsoft в своих разработках.    

 

Телефон российского представительства Microsoft в Москве: (095) 967-8585.