“Телеком-Сервис” и MMT (С.-Петербург): встреча заказчика и исполнителя работ оказалась счастливой. К такому мнению они пришли по завершении опытной эксплуатации информационной системы

Елена Покатаева

"Междугородный и международный телефон” (ММТ) С.-Петербурга (www.spbnit.ru)  -  почтенная организация, которая в декабре отметит свое столетие. Еще лет пятнадцать назад в организации было создано подразделение по внедрению вычислительной техники. “Вся деятельность по автоматизации заключалась в проведении ряда своих собственных частных разработок”,  -  вспоминает Юрий Кузьмин, заместитель технического директора ММТ по информационным технологиям. Тогда же была создана автоматизированная система оповещения клиентов-должников  -  она, между прочим, и сегодня исправно служит. Сами сотрудники ММТ разработали систему для переговорного пункта. ММТ располагал собственным ВЦ, где функционировала опять же собственная система расчетов за услуги.

Юрий Токарев, генеральный директор “ЦИТ Телеком-

Сервис”: “Дай Бог таких клиентов всем и всегда!”

“Это было время увлечения вычислительной техникой. Потом пришел капитализм и все изменилось. Для того чтобы удержаться на уровне, соответствующем запросам клиентов, надо было всерьез заняться комплексной автоматизацией нашего производства”,  -  рассказал г-н Кузьмин.    

Унаследованные системы: пусть работают

К решению проблемы комплексной автоматизации ММТ приступил около трех лет назад. “Очень хотелось упорядочить стихийный анархичный рост парка компьютерной техники и ПО”,  -  рассказал г-н Кузьмин. ММТ  -  большое предприятие (сегодня у него приблизительно 2 млн. абонентов), состоящее из многих производственных участков, мало связанных друг с другом.

Биллинговая система работала на технике Data General. Кроме того, функционировали несколько ЕС ЭВМ, микроЭВМ линии СМ, а также множество ПК на базе процессора 286. К вопросу о замене каких-либо устройств ММТ подходит таким образом: если они исправно выполняют нужную задачу, то пусть работают. Старая версия биллинговой системы продолжает функционировать на технике Data General. “Это очень надежное оборудование с развитой терминальной системой. А новые биллинговые функции реализованы на серверах Compaq”,  -  отметил г-н Кузьмин. В ММТ еще продолжает работать СМ-4. Функционируя автономно в однозадачном режиме, она исправно выполняет свою задачу.    

Логика принятия решений

Отдел информационных технологий ММТ сразу взял за основу проектного решения промышленную СУБД Oracle. Затем выбрал системного интегратора  -  московский центр информационных технологий “Телеком-Сервис”,  -  “невзирая на интеллектуальный антагонизм между Москвой и Питером”, как отметил Юрий Токарев, генеральный директор “ЦИТ Телеком-Сервис”. По утверждению г-на Кузьмина, эта компания привлекла ММТ тем, что располагала своей системой автоматизации документооборота “Документ-2000”, ориентированной на крупные предприятия со сложной логикой документопотоков, критичных к фактору времени. “Остальные отечественные системы страдали слишком узкой специализацией”,  -  обосновал он свой выбор. Комплексная автоматизация крупного предприятия со сложной бюрократией должна начинаться с автоматизации документооборота, поскольку, как считает Ю. Кузьмин, документ обладает рядом параметров, незаметных в обыденной жизни, и потому оказывает стимулирующее воздействие на состояние исполнительской дисциплины.

Кроме того, по мнению Ю. Кузьмина, поддержка документооборота базируется на системе управления персоналом. Работы в этой области были поручены фирме ЛИВС, системному интегратору из С.-Петербурга.

Третью важную часть корпоративной информационной системы составляет современная биллинговая система (ММТ обрабатывает 300 - 400 тыс. счетов в месяц) и связанная с ней планово-финансовая подсистема. Ее реализацией занялись фирма ЛИВС и отдел информационных технологий ММТ. “Мой личный опыт изучения зарубежного биллингового ПО показал следующее. Во-первых, они не поддерживают режима изменений реквизитов и связанных с налогообложением параметров, т. е. за каждое изменение надо платить отдельно. Во-вторых, западная практика такова, что разработчик продукта занимается и его технической поддержкой,  -  рассказал г-н Кузьмин.  -  Мы вели переговоры с рядом компаний и выяснили, что они просто не понимают, как можно жить в условиях инфляции и без кредитных карточек”. Между прочим, биллинговая система ММТ такова, что позволяет брать заказы на расчет платежей у сторонних организаций.

На следующем этапе участники проекта выполнили обследование предприятия и представили ММТ свои предложения. Подписание договоров последовало лишь после тщательного анализа предложений. “Такой заказчик  -  просто счастье для системного интегратора,  -  поделился своей радостью г-н Токарев.  -  Он не только хочет, чтобы было хорошо, но и знает, как этого добиться. Утвержденный план-график работ они выдержали с точностью до одного дня. Выработка бизнес-правил прошла очень гладко, поскольку вся управленческая вертикаль у них работает превосходно”.

В феврале был завершен этап опытной эксплуатации системы автоматизированного документооборота и началась промышленная эксплуатация комплекса.    

Полет бумаги над предметной областью

Внешняя простота документооборота обманчива. Он отражает логику функционирования любого предприятия, а для ряда организаций, например государственных органов, это вообще единственная форма деятельности. Уверенность в том, что документооборот является основой основ любой информационной системы, побудило руководство “ЦИТ Телеком-Сервис” заняться разработкой своей собственной системы.

Был изучен западный опыт в этой области. “У них обычно архив документов отделен от программы маршрутизации,  -  пояснил г-н Токарев.  -  В силу гораздо более жестких требований, предъявляемых на западных предприятиях к исполнительской дисциплине, там более развита маршрутизирующая часть, а управление архивом, как правило, с функциональной точки зрения гораздо беднее”. На тот случай, если наличие архива является критически важным параметром информационной системы, используется специализированное средство типа ПО Excalibur.

В справочнике видов документов системы “Документ 2000” гибко определяются

атрибуты документа, шаблоны текстов, права на подпись и т. д.

В нашей же работе обращаться к архиву приходится гораздо чаще. (На нашем рынке предлагаются другие отечественные системы документооборота, созданные на основе западных коммуникационных продуктов, например ПО Microsoft Exchange, которые вообще не поддерживают архив документов.) Поэтому столь важное значение приобретают такие функции, как контекстно-зависимый поиск, очень плохо поддающиеся локализации. Известно, в частности, что для осуществления контекстного поиска в англоязычных текстах требуется база данных приблизительным объемом 1,5 тыс. правил поиска. (Такая БД разработана, например, корпорацией Oracle.) Для описания же правил русского языка, как считает Ю. Токарев, нужна БД, располагающая сотней тысяч правил.

Это диктуется особенностями языка, на котором составляются документы. Впрочем, отечественные разработки в этой области имеются, хотя предусматривают они в основном поиск в полнотекстовых документах, а не в базах данных.    

От файловой системы к промышленным СУБД

“Создавать систему документооборота нужно на основе промышленной СУБД, так как при этом будет соблюдена необходимая степень защиты документов от несанкционированного доступа,  -  считает г-н Токарев.  -  Почтовые системы, на которых основывается ряд разработок, можно вскрыть, а вот о случаях вскрытия СУБД Oracle я не слышал”. Этому способствуют, в частности, мощные средства разграничения доступа, существующие в СУБД Oracle (вплоть до поля таблицы), реализованные главным образом на серверной части, так что подобраться к системной информации о доступе со стороны клиента очень сложно. Многие же более простые системы строятся на основе механизма SQL-сервера, а это предполагает, что многие функции, связанные с безопасностью документов, реализуются на клиентской стороне.

Кроме того, СУБД Oracle обладает встроенными средствами восстановления, например после сбоев питания. Если же информационная система выполнена в виде структуры файлов .dbf, их при таком сбое надо корректировать вручную. Ко всему прочему, эти файлы можно просмотреть с помощью Norton Commander, а при наличии соответствующего редактора  -  и модифицировать.

Однако это вовсе не означает, что системы на базе Exchange или файловой структуры изначально порочны. Просто их следует применять при автоматизации небольших предприятий  -  там, где файлы в случае чего можно подправить вручную, а сотрудников не так много, чтобы возникали серьезные проблемы с безопасностью. Крупное же предприятие должно сразу ориентироваться на промышленную СУБД, которая в числе прочих достоинств обеспечивает возможности масштабирования, т. е. дальнейшего роста. Жаль только, что один тип систем не может перерасти в другой... “Как нельзя перенести принцип файлового построения на технологию баз данных, так персональная БД не переносится на уровень промышленной СУБД”,  -  считает г-н Токарев. Действительно, распределенная система отнюдь не является результатом простого объединения персональных систем.    

Не просто объединение, но интеграция

Традиционно считалось, что выполнением комплексного проекта по информатизации предприятия занимается системный интегратор: он устанавливает оборудование, инсталлирует системное ПО, а при необходимости  -  и прикладное программное обеспечение. “При этом отдельные компоненты ПО не интегрированы, а просто живут под одной крышей. Например, работая в бухгалтерской программе, я не могу просмотреть штатное расписание,  -  уверен г-н Токарев. -  Совместимость на уровне продуктов (MS Word, Excel)  -  это лишь начальная фаза интеграции, реальная хорошо интегрированная система получается тогда, когда достигнута совместимость на уровне баз данных”. Конечно, для осуществления такой идеи поставщики различных продуктов должны договориться о взаимной поддержке информационных структур.

Именно так было организовано взаимодействие “ЦИТ Телеком-Сервис” и ЛИВС в процессе выполнения проекта для ММТ. “Взаимодействие подсистем документооборота и управления персоналом означает не перекачку файлов или их конвертацию, а совместное использование данных”,  -  подчеркнул г-н Токарев.

К имеющейся системе можно присоединить какие-то другие подсистемы, скажем, бухгалтерского учета. Для этого предусмотрены возможности создания новых документов, которые будут обрабатываться новой подсистемой.

Телефоны компаний: ММТ  -  (812) 326-0146, “ЦИТ Телеком-Сервис”  -  (095) 963-6186, ЛИВС  -  (812) 542-3072.

“В традиционных проектах системной интеграции отдельные компоненты ПО не интегрированы, а просто живут под одной крышей”,  -  уверен г-н Токарев.    

Корпоративная сеть ММТ

Сегодня корпоративная сеть ММТ объединяет несколько сотен рабочих мест, которые расположены в центральном здании и на нескольких удаленных площадках, соединенных каналами Е1. В качестве активного сетевого оборудования в основном использована аппаратура фирмы 3Com. Каждая производственная площадка реализована в сегменте локальной сети по технологии Fast Ethernet или

FDDI. Для повышения надежности функционирования ММТ между всеми площадками проложено семь резервных цифровых каналов.

Установлены выделенные серверы архивации, баз данных, реализован доступ в Интернет по каналу 2 Мбит/с. Сегодня ММТ предлагает связь с Интернет коммерческим организациям, а в будущем собирается охватить этой услугой и частных лиц. “Если будет законодательно принято решение о разделении оплаты телефонных переговоров и модемных соединений с Интернет, мы организуем соответствующую тарификацию услуг”,  -  считает г-н Кузьмин.    

Проблемы ODBC

Может быть, г-н Токарев сгущает краски? Ведь есть такой замечательный механизм  -  ODBC, который как раз и презназначен для организации взаимодействия двух баз данных на основе открытых интерфейсов, что, по идее, “на руку” масштабируемости. “Применение ODBC всегда влечет за собой потери производительности, а также сокращение функциональных возможностей. Это обычная плата за универсальность,  -  считает Ю. Токарев.  -  ODBC  -  это средство взаимодействия, а не совместного функционирования”.

В текущей версии системы документооборота, созданной “ЦИТ Телеком-Сервис”, хранятся объекты в текстовом, графическом и doc-формате. Поддерживается совместимость с такими популярными средствами, как Excel, PowerPoint, а также система оптического распознавания текстов фирмы ABBYY. Последняя, по мнению г-на Токарева, важна для тех компаний, в которые поступает большое количество платежей и которые должны быть в курсе, кто именно является плательщиком.