Проекты
Андрей Колесов
Несмотря на закономерный интерес к конкретным примерам применения информационных технологий, порой не так просто познакомиться с созданием и использованием реальных систем. Разработчики решений и системные интеграторы довольно часто объясняют подобную ситуацию коммерческой (или даже государственной) тайной и нежеланием заказчиков раскрывать “нервную систему” своего предприятия. Наверное, это в какой-то мере справедливо, хотя следует отметить, что термин “тайна” иногда всего лишь удобное прикрытие от независимых экспертов.
Однако если реализация проектов частными фирмами является их внутренним делом, то работа государственных структур должна быть максимально прозрачной для общественности. Хорошим примером именно такой открытости стало приглашение группы журналистов для демонстрации ИТ-проекта, осуществленного совместно московским отделением Пенсионного фонда России (ПФР) и фирмой Cognitive Technologies. О реализованной системе автоматизации рассказывали представители московского отделения ПФР - заместитель управляющего Борис Минин и начальник управления информационных технологий Евгений Трофимов, а также исполнительный директор Cognitive Ольга Ускова.
Реформы невозможны без автоматизации
Суть реформы государственного пенсионного обеспечения, проводимой в нашей стране, состоит в переходе к индивидуальному учету, когда каждому гражданину России пенсия будет начисляться не по стажу работы, зафиксированному в трудовой книжке, а в соответствии с реальными отчислениями с его заработной платы в Пенсионный фонд.
Необходимость перехода к такой модели пенсионного страхования, наиболее широко используемой во всем мире, совершенно очевидна. Достаточно сказать, что проведенные ПФР проверки показывают, что до трети справок, предоставляемых гражданами, содержат искаженные сведения о заработках. Как подчеркнул Борис Минин, важная социальная роль персонального учета заключается в повышении заинтересованности граждан в полном и своевременном зачислении своих страховых взносов в ПФР (выполняемом, как и ранее, работодателями). Это должно привести к увеличению потока денежных средств, которые идут на выплату пенсий. Кроме того, с помощью данных индивидуального учета могут быть получены достоверные макроэкономические показатели, необходимые для прогноза развития ситуации в области пенсионного обеспечения.
Реализация этой модели требует многократного увеличения информационной нагрузки на работу ПФР, справиться с которой без использования компьютерных технологий просто невозможно.
Схема автоматизации
Сведения о пенсионных отчислениях каждого гражданина России теперь должны накапливаться в базе данных на его лицевом счете, при открытии которого выдается свидетельство в виде пластиковой карточки. Идентификация соответствующих записей в БД выполняется с помощью уникального номера лицевого счета, который закрепляется за человеком на всю жизнь. (Сама карточка может заменяться, например при смене фамилии, но номер будет сохраняться.) Открытие лицевого счета и изготовление пластиковой карточки выполняется при первом заключении контракта о работе.
Сама база данных о работниках является децентрализованной - она формируется в каждом регионе России. В нее стекаются сведения о конкретном человеке от всех работодателей (он может трудиться одновременно в нескольких местах и разных районах). Если раньше предприятия перечисляли общую сумму страхового взноса в ПФР, то теперь она должна передаваться с разбивкой по каждому сотруднику. Лицевой счет хранится в БД по месту начальной регистрации. Данные о человеке, заре- гистрированном в другом регионе, передаются в местное отделение через созданную систему спутниковой связи.
Проект автоматизации ПФР разрабатывался и внедрялся специализированными подразделениями фонда с привлечением сторонних фирм. В масштабе всей страны он выполняется на основе единых технологических корпоративных стандартов. Самый крупный партнер - IBM, и все местные информационно-вычислительные центры построены на основе ее системы AS/400 и СУБД DB-2. В ходе встречи не раз подчеркивалось, что в деле автоматизации ПФР опережает другие государственные структуры, решающие похожие задачи персонального учета.
Эффективность использования ИТ в ПФР можно легко оценить с помощью двух показателей - суммы собираемых отчислений и расходов на содержание аппарата фонда. Именно поэтому особое внимание уделяется снижению затрат на используемые решения. Сейчас накладные расходы ПФР, включая и затраты на автоматизацию, составляют в среднем 0,5% от общей суммы доходов (примерно на уровне прошлых лет), несмотря на существенное увеличение объемов работы в связи с пенсионной реформой.
Работа московского отделения ПФР
Основные методики системы индивидуального учета были отработаны в 1995 - 1996 гг. в ходе внедрения пилотного проекта, проведенного в пяти небольших городах в разных регионах России. В 1997 г. началась реализация пенсионной реформы по всей стране. Сейчас идет всеобщая регистрация работающего населения и главной задачей является минимизация сроков перехода на новую схему учета пенсионных отчислений на уровне отдельных региональных баз данных.
Важность скорейшего перехода на новую систему в столице определяется тем, что Москва является крупнейшим источником доходов ПФР, более того - донором для регионов. Информационные задачи здесь наиболее сложны - в городе насчитывается около 6 млн. человек работающего населения.
Персональная регистрация началась в Москве 1 января 1997 г. с годовым планом в 2,8 млн. человек. Сначала темпы работы были ограничены из-за применения ручной технологии изготовления карточек - 1000 экземпляров в день. Эта проблема была решена в июне прошлого года после внедрения двух установок для изготовления пластиковых карточек производительностью 30 тыс. шт. в день. И тогда сразу же обозначилось другое узкое место - ввод в базу данных регистрационных сведений. Поиск решения этой задачи привел к необходимости использования сканерных технологий и компьютерных методов распознавания образов. В результате изучения предложений различных фирм в качестве партнера была выбрана компания Cognitive Technologies, которая уже имела опыт реализации подобных систем, в частности в налоговой инспекции Башкирии и внутрикорпоративном пенсионном фонде Газпрома.
Новая система автоматизированного ввода начала работать в октябре 1997 г. К тому моменту было введено 900 тыс. персональных форм, а за последующие три месяца - оставшиеся по плану 1,7 млн. В настоящее время ни у кого нет сомнений, что за первую половину 1998 г. будут зарегистрированы остальные 3,2 млн. москвичей. По данным Евгения Трофимова, раньше производительность составляла 160 анкет на одного оператора в день, сейчас - 1000 анкет. Себестоимость обработки одной анкеты сократилась в пять раз, за счет чего затраты на автоматизацию должны окупиться течение шести месяцев.
Обработка анкет включает четыре этапа - сканирование, преобразование изображения в текст, проверка данных (автоматически по создаваемым словарям и семантическому контролю данных, а также визуально оператором), занесение в базу данных. На полный цикл требуется в среднем 10 с. Все это делается через компьютерную сеть, установленную в двух соседних операционных залах.
Однако при кажущейся простоте процесса информационная система устроена достаточно сложно, так как скорости обработки документа на каждом этапе различаются и требуется оптимально распределять движение потоков по сети. Например, ввод форм выполняется одним высокоскоростным сканером (3 - 7 тыс. документов в час). Для преобразования и проверки текста используется до 25 рабочих станций (в зависимости от объема информации), а для управления записью в БД - до пяти ПК.
Эта система обработки документов была разработана компанией Cognitive Technologies, в которой для распознавания образов использовался ее комплекс Cognitive Forms. Но опыт показывает, что реализация каждого крупного проекта требует адаптации готовых решений к конкретным условиям. В частности, в Москве пришлось столкнуться с массовым применением предприятиями некачественных ксерокопий бланков анкет, а также с несовпадением бланков, изготовленных в разных типографиях. Да и сами формы в Москве были заполнены по большей части неаккуратно. Все это потребовало оперативного внесения изменений в стандартные алгоритмы работы программы.
Перспективы
Каковы перспективы применения системы ввода документов с помощью сканерных технологий? Ведь объем потока регистрационных анкет резко сократится уже летом, к тому же можно ожидать, что возрастет передача данных от предприятий сразу в электронном виде.
По мнению представителей ПФР, актуальность системы обработки бумажных носителей сохранится и в будущем. Ведь в ближайшее время резко увеличится объем поступающих ежеквартально сведений о пенсионных отчислениях клиентов. Мировой опыт показывает, что при решении подобных задач массового сбора информации даже в развитых в компьютерном отношении странах на бумажных носителях поступает 50% входящих документов (хотя можно предполагать, что этот процент будет сокращаться). Кроме того, использование электронных носителей информации не решает полностью проблемы сверки данных с бумажным бланком, который является юридическим документом.
Реализованная сейчас компьютерная система - очередной этап автоматизации деятельности ПФР. В перспективе стоит задача обеспечения обратной связи с клиентами, по запросу которых должна ежегодно предоставляться полная справка об их индивидуальных отчислениях. Актуальной проблемой остается и хранение бумажных архивов, требующее к тому же решения ряда юридических вопросов.